В английском языке существуют две интересные идиомы: sharing is carrying (делиться — значит, заботиться) и cooperation instead of competition (сотрудничество вместо соревнований). Эти понятия передают социальную важность, а их этики придерживаются активисты, достигающие высоких целей.
Основательница общественной организации «Гараж Гэнг» Ирина Соловей в свое время задала ритм краудфандингу в Украине. А также — формированию так называемых future making skills (навыки будущего). Еще 5 лет назад люди спрашивали, кому это нужно, зачем платить собственные деньги за чужие идеи. Сейчас многие понимают, что краудфандинг не просто помогает отдельному человеку реализовать свои идеи, но и налаживает благосостояние каждого из нас.
О социальной активности, социальных инновациях и культуре как триггере экономики с Ириной Соловей поговорил автор «Философского Сада» Демьян Ом. Кратко — читайте «Тезисы»**, а подробнее — слушайте подкаст.
Почему социальные инновации — это так актуально?
Сложно не заметить, что весь мир находится на стадии головокружительных изменений. Подобные процессы — норма для общества. Они происходят на протяжении всей истории человечества. Об этом важно знать и говорить, тогда уроки, которые дает этот период, принесут максимальную пользу. Если процессы изменений и развития проходят более или менее удачно, это называют трансформацией. Если же общество застрянет, это называют кризисом. Выбирайте сами.
Украинцы понимают, что нужно меняться, однако осознают, что это крайне сложно. Поэтому спрос на способность генерировать знания и применять их сейчас очень высок. На этом этапе появляются социальные инноваторы, которые практикуют другие способы взаимодействия, усиливают существующие взаимоотношения и даже формируют новые.
Чтобы инновации не только заходили в общество, но и приживались в нем, одного активизма мало. Как и в любом деле, ключевым будет понимание, для кого, почему и как ты хочешь нанести добро.
Для этого существуют стратегии развития сообщества и соответствующие эксперты. Последние разбираются в том, что именно будет полезным и актуальным для определенной группы людей. Будет ли данная стратегия уместной для внутреннего и внешнего настроев субъекта. Как бы хорошо ни вырисовывались концепты, модели, гипотезы и методы, все на свете работает только тогда, когда есть понимание, что ты хочешь создать для общества.
Субъектами являются индивидуумы, группы лиц и даже сети организаций.
Человек — прежде всего личность. С определенными навыками и уровнем грамотности. Уровень развития — это уровень элементарных ожиданий человека от самого себя, присутствие желания приобщиться к определенным процессам. Поддержка краудфандингового проекта, менторство, уборка парка — все это и есть своеобразными формами участия.
Сеть также может быть субъектом социальных инноваций. В таком случае мы ведем речь об определенном количестве организаций, согласовавших между собой совместные действия. Далее каждый выполняет свой кусок работы. Вот и вся разница.
За 30 секунд в супермаркете можно успеть улыбнуться, пошутить, пожелать хорошего дня, словом, вывести традиционное оформление покупки на уровень диалога. Стоит коллекционировать и хранить такие моменты.
Демьян Ом
О краудфандинге
Краудфандинг стал глобальным явлением, практически равнозначным культуре. Ранее взнос (важный взнос!) в развитие культуры в первую очередь делало правительство или бизнес с помощью лоббистских инструментов. Теперь же у каждого гражданина появилась возможность улучшить мир. Ведь краудфандинг, по сути, и создавался для сплочения сообщества, в этом его уникальность.
Краудфандинг формирует философию культуры дарения.
Демьян Ом
Формируя стратегию развития, мы начинаем с того, чего у нас нет. Как ни странно, это довольно правильное решение. Ведь определив, чего нам не хватает, мы становимся достаточно креативными и ресурсными, чтобы это получить.
Существует и другая тенденция. Когда активные, думающие люди, обладающие определенной степенью влияния, останавливают процесс на этапе формирования идеи. Они стремятся сперва получить поддержку общественности благодаря медийным инструментам. Но дальше обещаний так и не продвигаются. То есть, каждый раз, когда мы выходим на новый кейс, мы оказываемся в… терра инкогнита.
На основе реальных событий
Рассмотрим отдельный кейс. Возьмем Днепр и область за терра инкогнита для формирования визийной группы и культурной стратегии. Какие шаги нам нужно сделать и какие знания приобрести, чтобы получить результат?
Начнем наше движение с моделирования желаемой цели. Чтобы прийти к определенной ясности, нужно понять взаимоотношения между участниками группы. Не забываем о том, что насильственная коммуникация еще никому положительных результатов не приносила, поэтому делаем акцент на диалог.
Субъектами нашей идеи в данной ситуации выступают жители Днепра и области. Они не только хотят быть услышанными, но и могут внести большой вклад своим непосредственным участием. По сути, на протяжении всего периода формирования видения мы учимся сотрудничать и вспоминаем идиому cooperation instead of competition (сотрудничество вместо соревнований).
Еще один волшебный элемент положительного воздействия — это вопрос. Вопросы способны стимулировать работу мозга и логическое мышление человека. Создавая стратегию, стоит узнать у жителей Днепра и области их собственное мнение о состоянии культуры. Это замечательный рецепт против застоя.
Вы пойдете делать свою работу дальше, а человек задумается: все ли правильно он сказал? Как обстоят дела на самом деле? Что можно было бы добавить? Весь этот мысленный поток влияет на человека, его мозг начинает работать в нужном направлении.
Культура является триггером экономики.
Демьян Ом
Дети как воспитатели общества
Дети учат своих родителей, а не наоборот. Взрослые помогают детям овладевать техническими навыками, но именно дети учат взрослых философии. Они гораздо настойчивее в том, чтобы научить взрослых сортировать мусор, чем взрослые в том, чтобы научить их писать и читать. Дети — своеобразная система, живущая в динамике. Они впитывают знания, словно губка, и проносят их сквозь время.
Советская модель «государство — учитель, а граждане — ученики» перестает работать. Родители также пересматривают свое мировоззрение и учатся общаться с детьми на равных, уважая их субъективизм и самобытность.
В будущем именно дети будут менять правила игры. Они будут выступать не просто исполнителями, но, в первую очередь, создателями.
Напоследок пожелаем каждому из нас развить в себе навык самоэмпатии. Когда человек умеет ценить себя и свое созидание, он обретает способность распознавать и ценить то, что другие привносят в этот мир.
Единственный ресурсный способ приносить пользу — быть в согласии с тем, что ты делаешь.
Ирина Соловей
[c]
Больше вопросов и ответов о социальной активности и ответственности — в подкасте проекта «Философский Сад».
Также этот текст доступен на украинском языке по этой ссылке.
Все материалы проекта «Философский Сад» — лонгриды и подкасты — доступны тут.
*Партнерский материал
**«Тезисы» — это впечатления наших редакторов после прослушивания подкаста. Это синтез смыслов, кристаллизированных из беседы двух людей. Попытка показать смысловые, сущностные акценты. В коротком тексте. «Тезисы» — это не цитаты, а авторские высказывания редакторов, написанные как общее впечатление от разговора. «Тезисы» отвечают на вопросы «ЗАЧЕМ говорили?» и «КАКИХ ТЕМ КАСАЛИСЬ эти люди?», подкасты — на вопросы «ЧТО в точности говорили?», «КАК именно говорили?».
***Знакомьтесь с людьми, которые работают над проектом, здесь. Благодарим за неравнодушие и частичную поддержку проекта программу «Культурная Столица» Днепра i программу развития местного самоуправления и освещения деятельности Днепровского городского совета.
«Философский Сад» прямо сейчас получил продолжение — идет краудфандинг на английскую версию «Тезисов» для публикации на европейских платформах. Мы хотим, чтобы голоса украинских мыслителей зазвучали на международном рынке культурных и креативных индустрий.
Многие герои «Философского Сада» стали приглашенными тьюторами Открытого Университета U — новых программ по философии, дизайну, проектного менеджмента для культурных и креативных индустрий.