Ежегодно Европейская комиссия выделяет сотни миллиардов евро на программы мобильности. Эти средства направлены на то, чтобы люди путешествовали в разные страны мира для получения новых знаний. Евросоюз очень заботится о развитии неформального образования, искусства, инклюзии. Программы довольно насыщенные и при этом очень увлекательные, к тому же, зачастую бесплатные. Как вариант, участникам покрывают львиную долю затрат.
С какой целью это делается? Так развивается содружество между разными странами. Граждане видят, что государство о них заботится, поддерживает. Каждый может развиваться, начинать собственный бизнес. Экономика процветает, конфликты минимизируются, страны попадают в рейтинги самых безопасных и развитых.
Украина пока только на полпути к такому образу жизни, но не все так плохо. В стране очень много проактивных людей, которые путешествуют, налаживая горизонтальные связи между городами, общаются с европейскими институциями, привозят домой новый опыт. Они организовывают выставки, фестивали, театры, перфомансы.
Как, например, Вероника Склярова — кросс-культурный лидер, программный директор Parade-fest, фестиваля о праве харьковчан на Харьков и искусство в нем. Автор «Философского Сада» Демьян Ом и Вероника Склярова рассуждали о революции в стране и искусстве, настроениях общества, ценности театра и воспитательной роли театральных фестивалей. Кратко — читайте «Тезисы»**, а подробнее — слушайте подкаст.
Искусство как панацея
Искусство — хороший и эффективный инструмент для налаживания коммуникации, объединения людей, развития критического мышления, развенчания стереотипов. Послания, транслируемые через искусство, непосредственным образом влияют на формирование осознанности граждан, без преувеличения инвестируют в экономическую составляющую страны.
Культура помогает создавать целостное общество и налаживает горизонтальные связи между городами. Существует аналогия, что такой контакт похож на фабричную ткань, которая состоит из тонких нитей. Это ее слои. Их переплетение — создание общих проектов в стране и регионах, которые становятся прочным фундаментом для построения чего-то значительного. Так выглядит своеобразный индикатор развития здорового и гармоничного общества. В его основе: свобода, равенство, духовное богатство и материальное благополучие.
Точка «ноль»
Возьмем в качестве примера Харьков, город, где людьми в основном руководит страх. Начнем регулярно проводить фестиваль на актуальную тему: «право на город». То есть, покажем жителям, что в Харькове существует мощное и разнообразное искусство.
Постепенно все больше и больше людей присоединятся ко всякого рода перфомансам. Они начнут мыслить более критично, станут вести себя заметно осознаннее. Таким образом, фестиваль поможет преодолеть пережитки советского мышления, постепенно развеет страхи и ограничения, но сделает это толерантно и незаметно.
С помощью искусства я пытаюсь показать людям, что у них есть право на их собственный город.
Вероника Склярова
Благодаря большому разнообразию культурных событий, существованию разных фондов, налаживанию контактов между бизнесом и искусством, развитию IT-сферы, меценатства, у современного человека появилось много возможностей двигаться вперед, ощущая поддержку. Наша страна обладает огромным потенциалом, запасом веры и надежды, что, в нашем случае, стимулирует развитие.
Интересный момент. В берлинской резиденции можно увидеть много прекрасного искусства, театра, но немцы при этом довольно инертны. Государство финансирует все виды искусства, это, казалось бы, дает возможность развиваться без ограничений. Но движения почему-то нет.
Так что бы вы выбрали — риск или тепличные условия?
Главное в фестивале — ключевое высказывание.
Вероника Склярова
Искусство — это не только движение, в нем можно услышать тишину. Попав в галерею, на перфоманс или музыкальный концерт, вы можете настроить фокус на исполнительское мастерство и попасть в собственную точку «ноль».
Сцена как метод воспитания
Первоначальной функцией театра было воспитание зрителя. Сейчас работа с аудиторией превращается в некий процесс наблюдения, из-за чего репертуар корректируется под ожидания и нужды людей. То есть, сценическая деятельность со временем превратилась в функциональный инструмент.
Возьмем, например, обычный украинский театр и посмотрим статистику проданных билетов. Аншлаг мы увидим на комедийных, легких или классических представлениях. Тяжелые социальные темы в театрах поднимают редко, поскольку на них нет спроса.
Примитивность считается негативным определением. На самом деле она требует высокого уровня включенности личности.
Вероника Склярова
Зритель хочет расслабиться в мягком кресле, насладиться занимательным зрелищем, дождаться антракта, выпить коньяку с бутербродом и не думать о проблемах. Это свидетельствует о том, что просветительская миссия театра отходит на второй план.
Важный момент. Если детские походы в театр вызывали в вас скуку, вы, скорее всего, ходили не на те представления. Секрет любви к театру в том, чтобы находить такие спектакли, которые говорят с вами на одном языке.
Театр — это все равно функциональная история. Он очень часто подстраивается под нужды общества, и под политические аспекты правящей партии на тот момент. В советском театре было очень много символизма, который по инерции сохранился до наших дней. В том же ТЮЗе (Театр Юного Зрителя, — Прим. Ред.) есть очень много символизма, который наши дети не готовы разгадывать, им незачем этого делать. Цензура диктовала формализм и символизм советского театра.
А театр может быть простым, и коммуникация может быть простой, главное — чтоб она действовала на какие-то ваши эмоции.
И примитивность — не синоним чего-то плохо сделанного. Примитивность требует большего уровня включения. Отсекать — это не меньший труд.
Искусство как бизнес
Говоря об отношениях между искусством и бизнесом, мы представляем схему: кто-то дает деньги, а кто-то их осваивает. Фонды работают над тем, чтоб этот процесс происходил контролируемо. К тому же сегодня украинские команды получили возможность работать с грантовыми или инвестиционными деньгами. В обществе, в свою очередь, устанавливается кредит доверия, опираясь на который можно эффективнее выстраивать взаимодействие искусства с бизнесом.
Театр принимает очень разные формы.
Демьян Ом
Не обойдется в этой системе без института меценатства и экспертной деятельности. Оба направления сегодня ускорили развитие.
Формирование института меценатства — действительно долгий и сложный процесс. Он особенно важен для современной Украины. Это своеобразная эмансипация каждого отдельного человека, которая включает принятие ответственности за свои поступки и решения. Увы, десятилетия государственной опеки воспитали украинцев несколько безответственными и не эмпатичными.
Украина должна научиться правильно использовать выходы из комфортных зон и конвертировать стрессы в мощный стимул к развитию.
Демьян Ом
Людям нужно доносить, что искусство развивает не только их самих, но и общество в целом. Если обычный IT-специалист будет ходить в театр или галерею хотя бы раз в две недели, его развитие ускорится и он, вероятно, повысит уровень и в своей сфере. Вот оно, прямое влияние на креативную экономику.
Больше о роли театральных фестивалей слушайте в подкасте.
Также этот текст доступен на украинском языке по этой ссылке.
Все материалы проекта «Философский Сад» — лонгриды и подкасты — доступны тут.
*Партнерский материал
**«Тезисы» — это впечатления наших редакторов после прослушивания подкаста. Это синтез смыслов, кристаллизированных из беседы двух людей. Попытка показать смысловые, сущностные акценты. В коротком тексте.
«Тезисы» — это не цитаты, а авторские высказывания редакторов, написанные как общее впечатление от разговора.
«Тезисы» отвечают на вопросы «ЗАЧЕМ говорили?» и «КАКИХ ТЕМ КАСАЛИСЬ эти люди?», подкасты — на вопросы «ЧТО в точности говорили?», «КАК именно говорили?».
***Знакомьтесь с людьми, которые работают над проектом, можно здесь. Благодарим за неравнодушие и частичную поддержку проекта программу «Культурная Столица» Днепра i программу развития местного самоуправления и освещения деятельности Днепровского городского совета.
«Философский Сад» прямо сейчас получил продолжение — идет краудфандинг на английскую версию «Тезисов» для публикации на европейских платформах. Мы хотим, чтобы голоса украинских мыслителей зазвучали на международном рынке культурных и креативных индустрий.
Многие герои «Философского Сада» стали приглашенными тьюторами Открытого Университета U — новых программ по философии, дизайну, проектного менеджмента для культурных и креативных индустрий.