Искусство в чем-то равноценно любви. Оно способно восхищать, зажигать страсть, затягивать в свой омут и возносить до небес, пробуждать в человеке мотивацию, вызывать слезы радости и печали. Оно также способно причинить боль. Особенно если затрагивает социальные проблемы.
Об арт-ремесле, а конкретнее о театре как инструменте трансформации общества, рассуждали автор «Философского Сада» Демьян Ом, французский режиссер, изобретатель, педагог, профессор The University of Paris 8 Жорж Ганьоре (Georges Gagneré) и сокуратор программы «Театральное окно в Европу» — Анастасия Тернова. Кратко — читайте «Тезисы»**, а подробнее — слушайте подкаст.
В рамках проекта «Театральное окно в Европу» именитые европейские режиссеры провели тренинги, мастер-классы и перфомансы для студентов театральных вузов, консерваторий, оперных театров в разных городах Украины.
Театр все еще остается важным элементом общения и, в то же время, инструментом влияния. Он обладает невероятной способностью фокусироваться на важных событиях и переносить их на сцену. Это место, где актер и зритель задают нужные вопросы и сами на них отвечают.
Основной вопрос, который исследует театр, — это хрупкость человеческого существа, его место в обществе. При всем уважении к философии, сцена остается более практичной, а ее плоды — применимыми для общества, потому как театр поддерживает живую связь между зрителем и актером. Он создает некую форму интимности, которую невозможно создать другими методами.
Удовольствие, которое получает зритель, усиливает удовлетворение режиссера.
Жорж Ганьоре
Подобно разным видам искусства и жизни на планете в целом, драматургия постоянно находится в поиске и движении. Каждый, кто к ней причастен, привносит что-то новое.
Куда же движется общество?
Современный человек начинает изучать себя и изумляться собственной пластичности и способности трансформироваться. Люди прошлого этого не имели. Мы, в свою очередь, постепенно осознаем, что этот путь может быть опасен, однако все равно рискуем и адаптируемся в процессе. Современный человек гораздо легче принимает новые правила игры.
Далеко не последнюю роль в этих процессах играет сцена, оставаясь человечной и возвращаясь к очень простым, адресованным обществу вопросам. Этим театр приземляет нас, не позволяя улететь за пределы реальности.
Немного истории
Вернемся во времена, когда человечество изобрело письмо. Тогда это была совершенно новая технология. Благодаря письму и печати начали развиваться науки, которые постепенно привели человека к точке, в которой он находится сейчас.
До этого использовалась устная речь, рисунки, музыка. Но когда появилась письменность, общество преобразилось! Сейчас это, конечно, кажется абсолютно естественным и нормальным, но не так давно люди не умели ни читать, ни писать. Тогда нормой было именно такое положение вещей.
Театр остается очень важным элементом общения людей.
Жорж Ганьоре
Или же возьмем более близкие нам времена цифровой революции[1]. Это происходило каких-то 40 лет назад. Кроме прочего, человечество снова сменило способ передачи информации и письма, в том числе.
Сейчас же, наоборот, нам необходимо научиться сохранять свободу от технологий, чтобы бы сберечь осознанность и минимум независимости.
О деньгах
Любая страна и культура нуждается в финансовой поддержке. Говоря о точках соприкосновения искусства с бизнесом, можно отметить две перспективы. С одной стороны, общество не настолько разделено. Действительно, есть бизнесмены, которые интересуются происходящим в культуре и поддерживают ее материально. С другой — нередко человек с деньгами не интересуется вопросами искусства вообще, и это вызывает регресс в обществе.
У европейского театра очень много лиц, он разнообразен. Европа имеет возможность вкладывать деньги в культуру и искусство. Государственный театр уже не так сильно связан с институтом меценатства, потому что получает поддержку правительства. Но приватным театрам все еще нужно думать о создании популярного продукта и его продаже.
Дети — не просто самый требовательный зритель, похоже, что они еще и превосходные философы.
Демьян Ом
В Украине несколько иная ситуация. Люди бизнеса здесь — особенный организм, а люди театра, музыки и живописи — совершенно другой зверь.
В видеоиграх и кинематографе связь художника, создающего произведение, и бизнесмена, инвестирующего в него, очень тесная. В свою очередь, киношники и IT-специалисты смотрят на театр с большой нежностью, любовью и восхищением.
Финансирование театра бизнесом является слишком простой формой их взаимодействия.
Демьян Ом
Актер является предметом их работы, независимо от того, снимают его на камеру, или захватывают движение в 3D. Возможно, театр тоже должен посмотреть на видеоигры и кинематограф по-другому, перенять и попробовать использовать в своем искусстве новые инструменты. Возможно, из этого получится нечто интересное.
[c]
[1] Цифровая революция (англ. Digital Revolution) — повсеместный переход от аналоговых технологий к цифровым, начавшийся в 1980-х годах и продолжающийся в первые десятилетия XXI века; коренные изменения, связанные с широким распространением информационно-коммуникационных технологий, начавшимся во второй половине XX века, и ставшие предпосылками информационной революции, которая, в свою очередь, предопределила процессы глобализации и возникновения постиндустриальной экономики.
Больше о театре как инструменте трансформации общества и многом другом слушайте в подкасте по этой ссылке.
Также этот текст доступен на украинском языке по этой ссылке.
Все материалы проекта «Философский Сад» — лонгриды и подкасты — доступны тут.
*Партнерский материал
**«Тезисы» — это впечатления наших редакторов после прослушивания подкаста. Это синтез смыслов, кристаллизированных из беседы двух людей. Попытка показать смысловые, сущностные акценты. В коротком тексте. «Тезисы» — это не цитаты, а авторские высказывания редакторов, написанные как общее впечатление от разговора. «Тезисы» отвечают на вопросы «ЗАЧЕМ говорили?» и «КАКИХ ТЕМ КАСАЛИСЬ эти люди?», подкасты — на вопросы «ЧТО в точности говорили?», «КАК именно говорили?».
***Знакомьтесь с людьми, которые работают над проектом, можно здесь. Благодарим за неравнодушие и частичную поддержку проекта программу «Культурная Столица» Днепра i программу развития местного самоуправления и освещения деятельности Днепровского городского совета.
«Философский Сад» прямо сейчас получил продолжение — идет краудфандинг на английскую версию «Тезисов» для публикации на европейских платформах. Мы хотим, чтобы голоса украинских мыслителей зазвучали на международном рынке культурных и креативных индустрий.
Многие герои «Философского Сада» стали приглашенными тьюторами Открытого Университета U — новых программ по философии, дизайну, проектного менеджмента для культурных и креативных индустрий.