Reklamaster com продолжает опрашивать спикеров Форума Креативных индустрий о результатах 2018 года и перспективах на 2019-й. На вопросы отвечает основательница харьковской галереи COME IN и директор издательства IST Publishing Анастасия Леонова.
Какие украинские культурные и просветительские проекты 2018 года Вы считаете самыми знаменательными. Почему?
Очень важным проектом для меня стал культурный форум СлободаКульт, который проходил в Ужгороде и Мукачево в мае этого года. ГалiцiяКульт является уже четвертым форумом, который ставит перед собой амбициозную цель познакомить два разных региона страны — Закарпатье и Слобожанщину. В Ужгороде, на вопрос о том, что вы знаете о культурной жизни Харькова, в ответ мы получали «Далеко и неизвестно». Организаторы форума решили развеять этот туман и показать широкий срез культуры и искусства Слобожанщины, посредством публичных и образовательных программ в сфере визуального искусства, музыки, театра, литературы и мн.др. Резонанс форума был довольно широкий, а, главное, продолжает расти и после окончания проекта. Такие фестивали по-настоящему способны проложить те самые культурные мосты через нашу страну.
Назовите главные тренды 2019 года в издательском деле – в Украине и мире.
В Украине, в той сфере, в которой работаем мы, уже несколько лет наблюдается тенденция плотного сотрудничества издательств с художниками, графическими дизайнерами и иллюстраторами. Иногда, их работа насколько решающая, что они становятся практически соавторами этой книги. Сегодня, издатели и читатели стали больше внимания уделять визуальной составляющей книги. Увеличивается и число визуальных книг — фотокниг, зинов и арт-буков. Эти категории дают издателям больше свободы в работе над книгой. В этом случае книга становится арт-объектом.
Блогеры пользуются популярностью у молодого украинского поколения: они вдохновляют подростков, влияют на их культурные предпочтения. Возможно ли сотрудничество блогеров и культурных учреждений, к примеру, издательств, галерей? Если да, то как это организовать?
Да, это правда, блогеры и медиа-активные люди сегодня имеют рупор, для того, чтобы достучаться до аудитории. И сотрудничество с ними — наилучший способ приблизиться к этой самой аудитории. Коллаборации культурных институций и блогеров уже давно и активно существуют. Книжные любители, профили литературных обозревателей, молодые писатели часто публикуют понравившиеся книги, их собственные находки и литературные новинки. В целом, сотрудничество между культурным сектором и блогерами не сильно отличается от их работы с их другими секторами. Однако культура требует более бережного и грамотного подхода, чтобы ваш продукт не потерял свою ценность, обретя новый контекст.
Каких книг, по Вашему мнению, не хватает на украинском рынке?
Мы, в издательстве IST Publishing, работаем с нон-фикшн литературой, как раз потому, что считаем, что на украинском рынке не хватает книг, посвященных критическому осмыслению современной культуры и искусства. К примеру, фундаментальная книга Хэла Фостера «Возвращение реального» про искусство 20 века, или тексты культурных теоретиков и исследователей, в частности Паскаля Гилена и Джорджа Бейкера.
Фото: www.istpublishing.org
Назовите лучшие книги, прочитанные Вами за этот год. Чем они Вас впечатлили?
Последние несколько лет я преимущественно отдаю предпочтение нон-фикшн литературе. Иногда возвращаюсь к уже давно знакомым авторам, таким как Розалинд Краусс, Джордж Бейкер и Паскаль Гилен. В этом году старалась больше внимания уделять изучению теории фотографии, особенно текстам самих фотографов, таких как Джеф Уолл и Алан Секула.
Вопросы задавала Виктория Теравская