В наше время нон-стоп перемен сложно сохранить равновесие и обеспечить минимальную стабильность. Но мы всегда можем предполагать, с определенной вероятностью, будущие изменения и, в соответствии с ними, строить стратегию развития бизнеса. Будет ли Интернет, каким мы его знаем, существовать через десять лет? Никто не знает. Но можно рассмотреть ряд изменений, которые Google запланировал на следующие 20 лет и постараться предположить какое будущее нас ждет.
- Удивительный новый мир Google
Юбилей – это отличный повод для того, чтобы подвести итоги и составить планы на будущее, как для каждого из нас, так и для компаний. В этом году поисковая система Google отмечает свое 20-летие. В честь юбилея руководитель направления развития поисковой системы Google Бен Гомес (Ben Gomes), который был назначен всего несколько месяцев назад, раскрыл ряд подробностей и планов по развитию в своем блоге. Пост Гомеса начинается с его воспоминаний о детстве в Индии, где публичная библиотека была единственным способом получения информации, и заканчивается современной поисковой системой. Гомес предполагает, что персонализация, автоматизация и релевантность являются краеугольными камнями качественного продукта, который, по его словам, будет работать на благо главной цели Google: «Организовать всемирную информацию, сделать ее общедоступной и полезной». Но разве эта цель сможет быть реализована при существующем глобальном дисбалансе? Мы рассмотрим этот вопрос подробней ниже, на примере двойных стандартов в Китае.
По мнению Гомеса, сдвиг парадигмы поисковой системы станет драйвером инноваций для Google в ближайшие 20 лет. Согласно планам, трансформация поискового движка Google будет сопровождаться изменениями в трех фундаментальных процессах.
Во-первых, речь идет о еще большей персонализации. На этом уровне Google стремится эволюционировать от ситуационно зависимого поставщика ответов, в постоянного компаньона. В новой парадигме информационные дефициты и поисковые проекты пользователей будут предварительно выявлены, рассмотрены и обработаны путем перестройки пользовательского интерфейса на странице результатов Google. Для этого в ближайшем будущем на страницу поиска будут имплементированы персонализированные элементы, которые помогут пользователям сделать свое путешествие по информационной вселенной более эффективным.
Но прежде чем могут возникнуть какие-либо критические замечания, мы быстро перейдем ко второму процессу в рамках сдвига парадигмы, который все объясняет: «Ответ опережающий вопрос».
В планах Google идентифицировать и подготовить информацию о каждом из пользователей до того, как они сформулировали поисковый запрос Компания делает ставку на технологии «Искусственного интеллекта», «Глубинного обучения» и «Нейронных ассоциаций», — методологии, которая связывает представление, выраженное текстом, голосом или изображением с объектом или концепцией более высокого уровня. Новая технология представляет собой продолжение концепции семантического поиска.
Третья точка приложения усилий по глобальным изменениям поисковика коснется визуализации информации, так как визуальный поиск скрывает огромный потенциал для пользователей и рекламодателей. Google полностью пересмотрит концепции поиска изображений, а также интегрирует технологии распознавания изображений с ИИ, начав с нового поколения смартфонов Google Pixel.
- Конец глобальной сети
В нашем мире все взаимосвязано: индивидуум, мир, технологии и демократия. Все больше и больше аспектов нашего существования оцифровываются и передаются посредством цифровых каналов. Крупные технологические компании со своими платформами являются непосредственными участниками этого переворота. Возможно, осталось совсем немного времени до того, как Facebook, Amazon или Google станут краеугольными камнями наших социальных и экономических систем. Уже сегодня движущая сила и возможности этих компаний часто превышают потенциал государств. А поисковые системы являются центральными платформами посредничества в этом человеко-машинном процессе. Например, наиболее подходящая поисковая машина для покупок – Amazon, меняет не только наши личные потребительские привычки, но также облик наших городов и ландшафтов, внося значимые изменения в сектор розничной торговли. Так ориентация на удобство для потребителя привела к появлению пустых магазинов в городах и километров безликих логистических погрузочных центров в провинциях.
Между тем, глобальный популизм умело использовал социальные и информационные поисковые системы для точного позиционирования и укрепления своих сообщений. Так Facebook и Google частично способствовали внезапному и массовому политическому перевороту в одной из крупнейших демократий в мире. Тем не менее, поддерживая имидж исключительно технологических компаний, Google, Facebook и другие, упорно отказываются принимать ответственность за последствия своих действий. Помимо публичного раскаяния и туманного обещания «поработать над техническим решением», компании не проявляют достаточной открытости для адаптации своих стратегий к внутренним системным угрозам государств. Поэтому возникает интересный вопрос: должны ли глобальные технологические гиганты разделять и поддерживать те ценности, свободы и демократии, которые заложили основу для их собственного роста и успеха в США и Западной Европе? И должны ли компании, такие как Google или Facebook, проявлять гибкость и использовать свои технологические преимущества для цензуры и репрессивных действий в сомнительных ситуациях?
Рассмотрим текущее состояние этих политико-технологических процессов на примере проекта Google «Стрекоза» («Dragonfly»). Поскольку Mountain View отказалась подвергать цензуре свой контент, глобальному лидеру было отказано в доступе к самому крупному и быстрорастущему рынку в мире – Китаю. Когда в 2010 году Google прекратила все виды деятельности в Китае, Народная Республика была вынуждена обойтись без поисковой системы, с чем в полной мере справилась. Китай сумел отлично одолеть конкуренцию, запустив собственные системы Baidu, Tencent и Alibaba. Сегодня, согласно сообщений в средствах массовой информации, Google активно работает над возвращением в Поднебесную и получением благосклонности Пекина. Как сообщается, Google планирует запустить приложения «Поиск» и «Карты» под рабочим названием «Стрекоза». Работая в тесном контакте с китайскими властями, под контролем и цензурой государства, эти приложения, как ожидается, откроют дорогу для будущих широкомасштабных мероприятий для Mountain View. Этот пример показывает, что Google готов принимать правила игры, если цена – соответствующая. Такой подход можно рассматривать как прагматический и экономически мотивированный.
Сегодня мы видим расовый раскол на Западе и повсеместное объединение в Азии. Несколько дней назад бывший генеральный директор Google Эрик Шмидт рассказал о последствиях этого двойного стандарта в Сан-Франциско. Шмидт сообщил новостному каналу CNBC, что он ожидает разделения Интернет на часть, доминирующую в Китае и часть, доминирующую в США к 2028 году. По-видимому, Силиконовая долина уже отказалась от концепции глобальной и открытой всемирной сети, а последствия неминуемого раскола будут ощутимы уже не только для компаний, но и для каждого из нас.
Об авторе:
Стефан Копп (Stephan Kopp), управляющий директор в Plan.Net
Заглавная иллюстрация: https://ua.depositphotos.com/