Алена Рубанец, HR-директор сети «Watsons Украина», рассказала Reklamaster.com о практике и карьере в розничном секторе, дуальном образовании и о том, к чему должны быть готовы нынешние первокурсники.
19 сентября правительство утвердило Концепцию дуального образования. Теперь от 25% до 50% кредитов студент сможет осваивать непосредственно на рабочем месте, а не в аудитории. Что это дает Watsons и украинскому бизнесу в целом?
Мы уже работаем с несколькими учебными заведениями в формате дуального образования, а именно с Центром профессионального образования технологий и дизайна, профессионально-техническим учебным заведением «Межрегиональный Центр ювелирного искусства г. Киева» и «Кропивницким профессиональным лицеем сферы услуг и торговли».
Дуальное образование – одно из стратегических направлений, которое наша компания активно развивает еще с прошлого года. Мы участвуем в разработке учебных планов, в которые интегрируем то, что нужно бизнесу. Сотрудники департамента по работе с персоналом компании Watsons регулярно присутствуют при защите дипломов и принимают активное участие в учебном процессе.
Да, наставники не получают от государства 700 евро, как, к примеру, в Германии, но мы видим дуальный подход в образовании как стратегическое направление, полезное для всего розничного сектора, да и для Украины в целом.
В конце 2017-го вместе с Европейской Бизнес Ассоциацией мы направили письмо министру МОН, чтобы расширить список учебных заведений, которые имели бы возможность внедрять элементы дуального образования, и рады, что получен позитивный ответ.
Что дает студентам практика в Watsons?
Если говорить о работе нашей компании со студентами, то я бы выделила важный аспект, на который мы обращаем внимание на рынке труда – skill gap. Есть определенный разрыв между знаниями и навыками, которые получают студенты в учебных заведениях, и требованиями бизнеса. Я вижу нашу задачу как социально ответственного работодателя в том, чтобы сфокусироваться на сокращении этого разрыва. Проходя учебную практику на базе нашего предприятия, студенты начинают понимать, чего от них ожидает бизнес, и развивают те компетенции, которые точно понадобятся им в будущем. Речь идет о развитии эмоционального интеллекта и коммуникационных навыках: как решать сложные задачи, как работать в стрессовой ситуации, не теряться при мультизадачности. Этому пока что, к сожалению, не обучают ни в школах, ни в университетах.
На каком курсе примерно к вам приходят на практику?
В разных случаях по-разному. Если ранее для работодателей было принято брать на практику студентов-выпускников, то сейчас работодатели, которые думает о долгосрочной перспективе, начали работать со студентами 2 – 3 курсов и даже с абитуриентами. Сейчас я вижу тенденцию, что проактивные работодатели начинают работать уже со школами. Это делаем и мы. Например, проект «Карта профессий», участниками которого являются несколько подписантов «Пакта заради молоді», в том числе мы и компания Леруа Мерлен. В рамках проекта планируем преподавать в школах основы профессий, которые есть в розничном бизнесе. Уверена, это успешная инициатива, которая может иметь позитивные долгосрочные последствия, особенно с учетом того, что в отечественном секторе ритейла остро ощущается дефицит кадров
Подросткам трудно выбирать будущую профессию, нередко родители сами решают за ребенка и отправляют его учиться на «престижную», по их мнению, специальность. По данным МОН, самые популярные специальности среди абитуриентов 2018 года – филология, право и менеджмент. Как популяризовать работу в розничном секторе?
Популяризация работы в розничном секторе может быть основана прежде всего на логике здравого смысла – не все рождаются сразу топ-менеджерами. Большинство людей, которые достигли успеха, начинали карьеру с обычных «стартовых» должностей, работая, к примеру, продавцом-консультантом, или на аналогичных entry level positions. Мы не задаемся целью придать нереальный luxury ореол престижности профессии, к примеру, продавца-кассира в розничном магазине, но способны научить тем soft skills, которые касаются общения, управления собой и работы с людьми разного характера. Это то, что совершенно точно понадобится для успеха в будущем, где бы потом человек не работал дальше.
В розничном секторе, в частности в нашей компании, имеет место четкий тренд, когда люди развивают успешную карьеру, начиная именно с должности продавца-консультанта. Это закономерно, поскольку они хорошо знают все розничные процессы и стандарты работы магазина изнутри. Большинство наших территориальных менеджеров выросли как раз из руководителей торговых точек.
В чем особенность нынешних студентов? Чем они отличаются от студентов, которые были 10 лет назад?
Во времена своей учебы мне приходилось искать профессию опытным путем. Сейчас студенты могут проходить практику в нескольких компаниях и делать выбор будущей профессии осознанно. Кроме этого, многие профессии создаются прямо сейчас, поэтому важно, что мы учим ребят адаптивности и осваиванию новых знаний. Когда я получала свое первое высшее образование, профессия HR на рынке труда Украины была крайне слабо представлена, не многие знали, как расшифровывается эта аббревиатура, равно как и не было профессиональной сертификации в Украине. Я понимаю, что нынешние первокурсники могут столкнуться с аналогичным вызовом, и для меня очень важно иметь диалог с молодежью, считаю этот опыт полезным и бизнесу, и студентам.
Для студентов, особенно очень молодых ребят, важно быть и в какой-то мере опекающим наставником. Кто-то забыл, что у нас есть форма, которую обязательно надеть, кто-то накрасился слишком ярко… Не секрет, что около 80% жизненного времени мы проводим на работе, и для нашей компании важно создать для ребят атмосферу безопасности, надежности, заботы.
Что, по вашему мнению, необходимо учитывать студентам, которые в этом году поступили на первый курс? К чему им следует готовиться?
Очень важно быть внимательным к себе и любить себя, потому что у каждого из нас есть своя миссия на земле, определенный набор талантов и способностей. Если студент будет наблюдать за собой, он поймет, к чему у него действительно есть склонность. Кроме того, я бы рекомендовала им применять то, что называется в HR, multiple choice, – нужно себя попробовать в нескольких профессиях. Здесь ключевая компетенция – смелость и открытость к новому опыту.
Наверное, креативность тоже важна для тех, кто хочет добиться успеха в будущем. Как развивать эту способность?
В основном и школа, и вуз учат нас концепции стандартизации и послушанию. Есть ряд исследований экспертов, которые занимаются этим вопросом. Они говорят о том, что нужно развивать креативность и адаптивность, то есть создавать что-то новое, быть лучшей версией себя.
Лично у меня есть несколько инструментов по развитию креативности. Один из них – общение с детьми и молодежью, ведь часто идеи приходят к тем людям, у кого не «зашоренный» ум. Также я всегда инициирую и реализовываю действия и проекты, которых не делала раньше. Это хороший способ не заскучать на своей должности и по жизни. Много читаю, и очень интересуюсь наработками в области нейробиологии и нейропсихологии. Опираясь на эту новую область знаний, можно понимать, как функционирует наш мозг и какие драйверы в действительности определяют наше поведение.
Какие книги вы рекомендуете?
- Гоулмен Д. «Эмоциональный интеллект» (Daniel Goleman)
- Гэллвей Т. «Работа как внутренняя игра» (Timothy Gallwey)
Как вы считаете: необходимо искать работу, которую будешь любить, или выбирать то занятие, которое просто не будет вызывать отвращение и приносить хороший доход?
Каждый находит ответ на этот вопрос самостоятельно. Если говорить о видах приверженности к организации, то экспертами выделяются следующие:
- «Эмоциональная приверженность (человек + организация=любовь).Привязанность сотрудника к людям, месту и делу. Обеспечивает психологический комфорт.
- Приверженность по расчету – Дает то, что можно посчитать.
- Приверженность по долгу – «Ты в ответе за тех, кого приручил» (свойственна людям с высоким чувством ответственности, лидерам).
- Приверженность самому себе – «Талантливый человек привержен только самому себе» (человек становиться приверженцем своей организации, если она предоставляет ему возможность заниматься любимым делом).
Есть люди, для которых работа – своего рода сделка: ты получаешь определенное количество денежных знаков за то, что выполняешь определенное количество работы. Такой бизнес-подход, по моему мнению, имеет право на существование, ведь каждый имеет право на собственный выбор. Вдохновить сотрудников любить свою работу – достаточно сложная задача, это вопрос бренда работодателя и ряда других факторов, с которыми очень системно работает наша компания.
Около 3 миллионов украинцев постоянно работает за границей. Основная возрастная категория – 30 – 44 года, но в будущем можно ожидать увеличения доли молодежи 18 – 29 лет. Как украинским компаниям удержать молодежь и доказать, что у нас есть тоже возможности для развития?
Пришло время каждому работодателю продумать свое ценностное предложение (EVP) для сотрудников и кандидатов, и создать своего рода уникальный эмоционально-ментальный магнит, чтобы были очевидны преимущества, которые важны и привлекают людей разных поколений работать именно у вас. Сейчас с аналогичными вызовами сталкивается большинство компаний, и необходимо действовать проактивно, в том числе создавая привлекательное комьюнити для молодежи у нас в Украине.
Современный мир дает возможности всем попробовать себя в роли работника практически в любой стране мира, и важно чтобы Украина выглядела достойно и привлекательно на мировом рынке труда.
Вопросы задавала Виктория Теравская