Зеленый театр – самая крупная и единственная культурная площадка в Одессе, где собирается интеллектуальная аудитория города с различными интересами. В теплое время года в театрально-парковом пространстве бесплатно проводят лекции, устраивают кинопоказы и концерты. Теперь трудно поверить, что до 2015 года здесь были руины.
Во время Форума креативных индустрий куратор киносекции Зеленого театра Ольга Сидорушкина рассказала о ревитализации пространства и о том, как быть первопроходцем культуры в туристическом городе.
Reklamaster.com задал ей несколько вопросов по этой теме.
Ольга, как вы пришли к тому, чтобы организовывать мероприятия в Зеленом театре? Кто входит в вашу команду?
Почти 20 лет одесский Зеленый театр стоял заброшенным, постепенно превращаясь в руину. В 2015 году Impact Hub Odessa задался целью обновить его не столько при помощи кирпичей и цемента, сколько воплощая в старом объекте современные идеи о качественном и полезном отдыхе. Вначале команда программного отдела состояла из 4 человек, да и сейчас она не сильно выросла – теперь нас пятеро.
Все мы уже до этого занимались организацией мероприятий. Кто-то проводил крупные масштабные фестивали, например, Гешефт Garage Sale, кто-то работал в Impact Hub Odessa, где мы устраивали небольшие ивенты на 100 – 150 человек.
Задумывая Зеленый, мы изначально стремились создать культурное пространство для людей с разными интересами, но в то же время – для интеллектуальной и думающей публики, чтобы давать городу что-то новое, чего еще нет, и продвигать культуру вперед (если говорить о нашей миссии). Раньше я работала журналистом и часто писала о кино. Теперь, когда я курирую киносекцию Зеленого театра, для меня важно включать в программу украинское кино, в частности документальное (например, мы сотрудничаем с DocudaysUA). И если на популярные артхаусные фильмы известных режиссеров мы можем собрать до тысячи человек, то с украинским документальным кино пока это невозможно, но показывать его все равно важно. И я уверенна, что с каждым разом количество зрителей будет все больше и больше.
В первую очередь, мы ориентировались на наш предыдущий опыт, а дальше шли интуитивно, обсуждая коллегиально нашу программу и видение Зеленого театра. Каждый из нас занимался той сферой, в которой лучше всего разбирается, но общая концепция театра – это дискуссия. И она до сих продолжается. Мы думаем, как сделать театр лучше, интереснее и не стоять на месте.
Как приобщаете партнеров к сотрудничеству?
Мы не сотрудничаем с алкогольными, табачными брендами или с другими компаниями, которые не разделяют наши ценности. Для нас в первую очередь важно, чтобы потенциальный партнер понимал, что такое Зеленый театр и какие цели перед собой ставит. Если мы чувствуем, что можем разделить какую-то идею, что партнеры идут нам навстречу и готовы сделать что-то интересное для театра, мы разрабатываем разные возможности проявления. К примеру, один из партнеров обустроил комфортную зону семейного отдыха на месте, где раньше был просто газон и деревья.
Когда в прошлом году случилась кризисная ситуация (Зеленый театр могли закрыть из-за повышения арендной платы и возможной застройки – прим. автора), многие представители малого и крупного бизнеса, которые любят театр, стали активнее выстраивать с нами сотрудничество. Они понимали, что это классный проект, которому можно и нужно помочь.
Как вы сотрудничаете с органами местной власти?
Накануне Дня города, 1-го сентября, мы предложили Одесскому театру музкомедии бесплатно показать на сцене «Зеленого» легендарную оперетту «Белая акация», посвященную морякам и Одессе. На событие пришло 2,5 тысячи людей. Это мероприятие идеально вписалась в нашу концепцию и приятно, что город пошел нам на встречу. Но хочется, чтобы подобных ивентов, которые бы подходили и «Зеленому театру», и нравились одесситам, город предлагал и помогал нам организовывать больше.
Какие инициативы предлагали посетители «Зеленого театра»?
Мы постоянно держим обратную связь. Так, например, у нас есть «Малый лекторий» — это формат регулярных лекций от незвездных спикеров на околонаучную и культурную тематику, которые проходят раз в неделю-две на одном из газонов Зеленого. Такие лекции всегда бесплатные и собирают до 150 человек. Как правило, с идеями этих мероприятий помогают посетители Зеленого. Они пишут нам на почту свои предложения и, если мы понимаем, что это качественный и интересный для нашей аудитории контент, то помогаем в организации лекций. Наша команда не отказывается от маленьких мероприятий, ведь они позволяют людям разных сфер и интересов узнавать о Зеленом театре и его программе, благодаря чему мы создаем целое сообщество.
Организацией какого мероприятия вы больше всего гордитесь?
Лично для меня, как для куратора киносекции, очень важно, что в Зеленом уже второй год подряд существует образовательная программа «Бесплатные кинопонедельники». Каждую неделю мы бесплатно показываем кино на большом экране, как правило, это киноклассика как мировая, так и украинская, а также документальное кино. Так, в этом году мы сделали совместную программу с Альянс Франсез и показывали французское кино (Брессон, Тати, Трюффо и другие режиссеры), а в конце сезона сделали небольшую ретроспективу фильмов Киры Муратовой. Ну и кроме того, всегда приятно видеть аншлаги на премьерных показах. К слову, в этом сезоне на фильм «Лето» Кирилла Серебренникова пришла тысяча человек!
С какими трудностями приходится сталкиваться при организации городского культурного мероприятия?
Важнее и сложнее всего создавать качественные и актуальные события, которые до тебя никто не делал. Привозить новых спикеров, которые раньше не выступали в городе или даже стране. Пробовать новые форматы, организовывать кинопоказы смелых фестивальных фильмов. Тут всегда есть риск не собрать достаточно аудитории, но с другой стороны — кайф, когда видишь, что люди именно этого и ждали, и ты сделал что-то по-настоящему уникальное и своевременное.
Какие культурные проекты других городов Украины или других стран вдохновляют вашу команду?
В Киеве мы наблюдаем за деятельностью арт-завода «Платформа» и ВДНХ, смотрим на фестивальные форматы. Если кто-то из нас собирается в путешествие, то в рабочем чате разворачивается катастрофа: «Смотрите, что я увидел», «А вот так они делают афиши», «А вот так у них устроены скамейки»… Нас волнует все – от банальных скамеек в парковом пространстве до организации крупных фестивалей и привоза гостей. Мы стараемся везде «брать» понемножку.
Насколько важен Форум креативных индустрий для развития украинских культурных индустрий?
Это роскошная возможность донести людям о том, что вы делаете, рассказать о себе, узнать о других людях. Я слышала о проектах специалистов, которые здесь выступали, читала их статьи, но у меня не было возможности послушать их вживую. Гоняться за ними по всей Украине было бы сложно, а так они собраны в одном месте. Я могу и послушать, и познакомиться с ними, и оставить свои контакты. Хочется, чтобы подобные форумы проходили не только в Киеве, но и в других крупных городах Украины, чтобы все эти люди знакомились между собой и создавали совместные проекты.
Вопросы задавала Виктория Теравская