Театр — это жизнь, которая обязательно захватит в свои немного сумасшедшие объятия, как только вы дадите слабину и хотя бы немного откроете ему сердце. Существует миллион легенд, стереотипов и представлений о театре. А между тем, есть и реальность, в меру романтическая и сумасбродная, в меру прозаичная и практичная, о которой можно узнать только от того, кто действительно живет театром.
В четвертом выпуске проекта «Философский Сад» общались его автор и основатель Открытого Университета U Демьян Ом и Андрей Палатный, театральный куратор ГОГОЛЬFEST, актер ЦСМ «ДАХ». Сколько бы иронических морщинок не рождалось во время этой дружеской беседы, были подняты, все же, и серьезные темы. Поговорили, к примеру, о жизненном пути, о театре как о движущей силе генезиса человека. А еще — о взаимодействии искусства и бизнеса. Кратко — читайте «Тезисы»**, а подробнее — слушайте подкаст.
О жизненном пути
Театр часто становится жизненным путем для смельчаков, рискнувших его полюбить. Это место, где возможно увидеть человека таким, каков он есть. Со всеми сильными и слабыми сторонами, характером и нравом. Во всей красе.
Здесь возникают вопросы, порождающие еще больше вопросов, и так до бесконечности.
Человек бизнеса все время проигрывает спешке.
Демьян Ом
Люди на сцене — это группа, на которую направлено все зрительское внимание. Спектакль всегда начинается с тишины. В каком-то смысле — это остановка рутины. Именно в театре человек может выдохнуть, побыть наедине с собой, остановиться, подумать, посмотреть в глаза другому. Это бесценно. Особенно в современном мире сверхскоростей.
О стереотипах
Іногда люди думают, что театр — это некое здание, больше похоже на музей с мраморными полами. Внутри красиво и вычурно одетые люди пьют коньяк и смотрят волшебные сказки.
Когда же зритель погружается в реальный театр, перед ним внезапно открывается совершенно новый мир, который существует рядом с ним, в той же стране, в его городе! Он просто не замечал всего этого раньше.
Осознав это, начинаешь смотреть на реальность по-другому, получаешь возможность посмотреть со стороны и на себя самого. Открываются новые, действительно важные вещи. Возникают вопросы: что я делаю? Зачем? Для кого?
Задача человека — выкроить время, дойти до театра, открыть дверь и зайти, остальное театр сделает сам. Нужно просто отдаться и побыть открытым ко всему новому ребенком.
Демьян Ом
Театр пробуждает в человеке внутреннего ребенка, о котором так часто забывают.
С другой стороны, театр нередко помогает расслабить мозги и увидеть новые решения, которые в пределах привычного мышления не заметны. Для бизнеса — это очень важная возможность.
Поскольку сцена все-таки больше связана с креативом, спектакль лучше передает реалии современного мира. Наблюдая это, бизнесмен может задуматься: а делает ли он то, что действительно нужно обществу?
О синтезе бизнес- и артистического мышления
Существует система противовесов: предприниматель способен сделать то, что не может театрал, и наоборот. Об этом всегда важно помнить. Цель бизнеса — прибыль, а цель театра — создание новых ценностей. Поэтому союз бизнеса и театра может проявиться в формировании обновленной личности, которая осознает силу коммерции и принимает гибкость творчества.
Общество нуждается в мифологии. Поскольку миф — это некая форма самоидентификации и сохранения себя. Благодаря мифу происходит генезис.
Андрей Палатный
Стив Джобс и Илон Маск — тоже своего рода художники. Но их продукты также принесли миллиардный доход компаниям.
То, что создавали и создают такие люди, является гениальным взаимодействием предпринимательства и вдохновения. Очевидно, что одно без другого не существует. Энергия движения не только ускоряет процессы монетизации, но и одухотворяет обычный смартфон.
Когда мы говорим о трудно формулируемой категории современного искусства, то подразумеваем внутреннюю молодость человека. Именно творчество определяет, насколько человек открыт ко всему новому, а соответственно — как долго может оставаться молодыми душой.
Украина и культурное поле западноевропейской цивилизации
Существует некий мост, соединяющий внешнее с внутренним: то, как страна может презентовать себя на международной арене, с тем, как она взаимодействует со своими гражданами.
Сегодня украинцы находятся на условном перекрестке. Тем важнее найти ответы на вопросы: в какой стране мы хотим жить? Какие условия сможем создать для наших детей?
Возможно, государство все еще скованно сложным историческим контекстом. Мы все еще склонны оглядываться назад и тащить на себе целый управленческий бюрократический аппарат.
Из-за этого мы иногда упускаем из виду тех, кто способен создать действительно важные и прорывные вещи для целого общества уже сегодня. Здесь и сейчас.
[с]
Больше о молодости духа, о театре и его созвучности с бизнесом слушайте в подкасте — по этой ссылке.
Также этот текст доступен на украинском языке по этой ссылке.
Все материалы проекта «Философский Сад» — лонгриды и подкасты — доступны тут.
*Партнерский материал
**«Тезисы» — это впечатления наших редакторов после прослушивания подкаста. Это синтез смыслов, кристаллизированных из беседы двух людей. Попытка показать смысловые, сущностные акценты. В коротком тексте. «Тезисы» — это не цитаты, а авторские высказывания редакторов, написанные как общее впечатление от разговора. «Тезисы» отвечают на вопросы «ЗАЧЕМ говорили?» и «КАКИХ ТЕМ КАСАЛИСЬ эти люди?», подкасты — на вопросы «ЧТО в точности говорили?», «КАК именно говорили?».
***Познакомиться с людьми, которые работают над проектом, можно здесь. Благодарим за неравнодушие и частичную поддержку проекта программу «Культурная Столица» Днепра i программу развития местного самоуправления и освещения деятельности Днепровского городского совета.
«Философский Сад» прямо сейчас получил продолжение — идет краудфандинг на английскую версию «Тезисов» для публикации на европейских платформах. Мы хотим, чтобы голоса украинских мыслителей зазвучали на международном рынке культурных и креативных индустрий.
Многие герои «Философского Сада» стали приглашенными тьюторами Открытого Университета U — новых программ по философии, дизайну, проектного менеджмента для культурных и креативных индустрий.