Поэтому считаю важным посвятить этому вопросу немного внимания, для того, чтобы помочь вам разобраться с этой областью. Ведь, как известно, для того, чтобы чем-то управлять, нужно понимать это, а значит первым делом, прояснить понятия.
Разные источники в интернете говорят нам, что в мире существует 500 и даже 1000 определений слова “маркетинг”. Слово это – английское и происходит от “market”, что переводится как “рынок”. Так же можно сказать, что “marketing”- это делание рынка, или действование на рынке. Что-то вроде этого, если переводить дословно. Из-за того, что не существует дословного перевода, на просторах бывшего СССР это слово зачастую не понимается или понимается с невероятными искажениями. Даже авторитетные маркетологи подчас не могут придти к согласию в этой сфере, что уже говорить про владельца малого и среднего бизнеса и, тем более, его подчиненных.
Попытавшись разобраться с этим и натолкнувшись на море самой различной информации, руководители не могут выйти из замешательства и путаницы и пытаются решить проблему в лучшем случае наймом маркетолога, который также не факт что является профессионалом. Согласитесь, он может завести компанию куда угодно, ведь его работу никто не контролирует и не согласовывает его действия. В худшем случае рекламные и маркетинговые задачи ложатся на плечи самых разных сотрудников: помощников, секретарей, завхозов и т.д, что приводит зачастую к самым плачевным последствиям. Как показывает опыт и мои личные наблюдения, в большинстве компаний весь маркетинг обычно сводится к подачам объявлений, безумным скидкам и распродажам, пользу которых невозможно подсчитать, да и пользы от них как таковой может и не быть.
Чтобы не запутывать вас бесчисленными определениями, множество из которых являются запутанными и слишком размытыми, давайте пройдем к одной из наиболее удачных трактовок, существующих на просторах интернета:
«Маркетинг — это формирование идеи конкретного продукта, его упаковка и передача в руки публики. Это означает — подготовить продукт, доставить его на рынок, и разместить его там таким образом, чтобы добиться максимально возможного сбыта и максимально возможного отклика.»
Лафайет Рональд Хаббард.
На мой взгляд, это определение является самым подходящим и точным и отражает самую суть маркетинга.
Если вы попробуете прояснить все слова в этой формулировке, то поймете всю цепочку действий такого процесса как маркетинг. А она очень проста – сначала необходимо сформировать видение будущего продукта или услуги на основе опросов и исследований, разработать логотип, фирменное начертание и стилистику, оформить места продаж, назначить цены, разместить продукт на рынке, обучить продавцов правильной презентации. Весь этот комплекс мер даст в итоге увеличение спроса, что является задачей любого, даже провинциального маркетинга.
Обратите внимание, что в данном определении нет ни слова о скидках и распродажах.
Очень часто владельцы компаний, да и сами маркетологи не разделяют две разных области: стратегический и тактический маркетинг. Приведенное выше определение Рона Хаббарда описывает процесс стратегического маркетинга. При несформированном или плохо подготовленном продукте все усилия тактического маркетинга будут напрасными. Бывает и такое: продукт сформирован и доставлен в руки публики, но неопытный маркетолог, вместо того, чтобы усиливать спрос необычными маркетинговыми ходами, пытается изменить бренд, залезая в стратегическую область. Четко разделяя и понимая эти моменты, компании смогут значительно упростить продвижение и перестать тратить деньги впустую.
В следующих своих статьях мы разберем другие, вязанные с этой областью понятия, в которых также много замешательства и непонимания: реклама, бренд, PR.
Авто статьи – Александр Борис,
основатель компаний “Битлайн” и “Identika Group”,
бизнес-консультант,
Президент Украинской Ассоциации Визуальной Индустрии
http://alexandrboris.blogspot.com/