Джейсон Фрид
Я не часто читаю книги про бизнес, но в прошлом году я нашёл одну, которая произвела на меня глубокое впечатление: «Разверните ваш корабль» капитана Дэвида Марке. Я понимаю, что это не в полной мере бизнес-литература, и именно поэтому она мне понравилась. Вот её описание на Amazon:
«Лидерство должно означать отказ от управления, а не взятие контроля на себя, и формирование лидеров вместо последователей». Дэвид Марке, опытный офицер подводного флота, привык отдавать приказы. В качестве нового капитана атомной подводной лодки Santa Fe, он нёс ответственность за сотню моряков глубоко под водой. В этой напряжённой среде, без права на ошибку, было очень важно, чтобы его люди делали свою работу и делали её хорошо.
Но на судне царил низкий боевой дух, неважная производительность, и лодке приписывались худшие показатели во всём флоте. Марке действовал как любой другой капитан, до тех пор, пока не осознавая того отдал невыполнимый приказ, и его команда всё равно постаралась его выполнить. Когда он спросил, почему никто не оспорил указание, ему ответили: «Потому что вы сказали это сделать».
Марке понял, что он управляет людьми, которые привыкли следовать за кем-то, и все они находятся в опасности, если не поменяют фундаментальные принципы работы. Именно тогда Марке взял всё в свои руки и постарался привнести лидерство на все уровни.
«Разверните ваш корабль» — это реальная история о том, как Santa Fe быстро превратилась из худшей подлодки в лучшую, бросив вызов традиционному подходу.
Борясь с собственными инстинктами, призывающими его взять контроль на себя, Марке вместо этого развил гораздо более мощную модель передачи управления. Каждый член экипажа стал лидером и получил ответственность за свои действия, от канцелярских мелочей до серьёзных боевых решений. Команда стала полностью вовлечённой, полностью вкладывая свои умственные способности каждый день, и Santa Fe стала выигрывать награды, а многие её моряки получили повышение.
Фундаментальная предпосылка заключается в том, что Марке понял — когда люди приходят к тебе за указаниями, или спрашивают твоего разрешения сделать что-либо, они не задумываются о своей собственной ответственности. Они спрашивают, могут ли они сделать что-то. Это перекладывает ответственность на вас. Им не нужно в полной мере обдумывать свой вопрос, потому что им всё равно требуется ваше одобрение. Вы играете роль дверного ограничителя.
Это не касается их самих или того, что они хотят делать — это касается того, какие действия вы одобряете. Даже если вы дадите добро, это случится только потому, что вы сказали, что это может случиться.
Это создаёт слишком много зависимостей, и — как и Марке — я верю, что люди и команды в организации должны быть способными действовать независимо друг от друга. Меньше зависимостей, не больше.
Так что вместо того, чтобы попросить разрешения или ждать приказ, матросы должны были приходить к нему с намерением. Вместо «Капитан, могу ли я повернуть вправо на 30 градусов?» (это то же самое, что попросить отдать приказ), он хотел, чтобы люди приходили к нему, говоря «Капитан, я собираюсь повернуть вправо на 30 градусов». Разница в нескольких словах, но совершенно иная суть.
«Могу ли я» передаёт всю власть и ответственность человеку, дающему разрешение. «Я собираюсь» непосредственно кладёт ответственность на того, кто собирается выполнить действие. Когда человек, выполняющий работу, вынужден иметь дело с последствиями, он тщательнее размышляет над тем, что творит. Рассматривает с разных углов, по-другому воспринимает, более вдумчиво, потому что в конечном счёте всё зависит от него. Когда у вас нет разрешения, всё зависит от вас.
Капитан Марке хотел услышать намерение — особенно когда результат оказал бы влияние на всё судно, и особенно на ранних стадиях, когда он внедрял новую систему — но в конце концов это помогало задействовать на один мозг меньше (капитана) и на сотню умов больше (все остальные люди на корабле).
Как глава Basecamp, я принял это близко к сердцу. Я всё ещё работаю над собой — это огромный сдвиг, и я довольно долго отказываюсь от некоторых старых привычек — но я не хочу, чтобы люди спрашивали у меня разрешения. Почти в каждом случае, когда у меня просят разрешения, это значит, что-то идёт не так.
Люди не должны спрашивать меня, могут или не могут они что-то сделать. Я хочу, чтобы они говорили мне, что собираются сделать. Если они хотят знать, что я думаю об их намерениях, мы можем поговорить, обсудить это. Но не спрашивайте меня, можете ли вы то или это — скажите, что вы собираетесь сделать, чтобы я вас подбодрил, помог, задал вопрос, или предложил иной подход, который было бы неплохо обдумать.
Но если действие не произойдёт без моего указания — я не стану давать такое указание.
Это всё не значит, что я не дам обратную связь, не обозначу вектор, не опишу видение или не поставлю цель. Это всё не значит, что я не могу не согласиться — иногда очень сильно. И это всё не значит, что если вы соберётесь сброситься со скалы, то я вас не остановлю.
Но это значит, что большую часть времени — и, надеюсь, всё чаще и чаще — люди будут продумывать свои действия, растить в себе уверенность, чтобы стоять за свои убеждения и брать на себя полную ответственность за то, что они делают.
Я не говорю о полной свободе действий. Я говорю о свободе мыслей.
Конечно, всегда есть исключения. Капитан Марке оставил за собой право отдать один приказ — приказ об убийстве. Если подлодка должна сделать залп, и кто-то может умереть, это ответственность капитана. Я всё ещё пытаюсь понять, каковы должны быть мои собственные приказы, но, надеюсь, их будет становиться меньше со временем.