Досье: С сентября 2015 года Оксана Омельченко занимает пост главного редактора ежедневной Газеты Вести (входит в Медиа Холдинг Вести Украина). Более 15 лет работает в сфере журналистики редактором отделов и заместителем главного редактора в ряде изданий.
1.Газете Вести исполнилось 3 года. Как эволюционировала газета за это время?
– Главное, что нам удалось остаться уникальным продуктом: единственной в Украине качественной бесплатной газетой. Естественно, мы эволюционируем вместе с медиарынком, который сейчас очень динамичен во всем мире. Следим, как развиваются бесплатные газеты в Европе, и адаптируем под нас их успешные проекты и идеи. Чтобы быть в тренде журналистам, редакторам, дизайнерам очень важно беспрерывно учиться и применять новые навыки на практике. Наши дизайнеры постоянно посещают различные школы и курсы, посвященные, в частности, инфографикам и новым техникам. Совсем недавно редактор отдела «Мир» была участником программы профессионального обмена в сфере коммуникаций Digital Communication Network в США и прошла стажировку в издании, получившем Пулитцеровскую премию, – PolitiFact во Флориде.
2. Каким вы видите Вашего постоянного читателя? Опишите его собирательный образ.
– Это люди с активной жизненной позицией, нуждающиеся ежедневно в свежей и правдивой информации. Они переживают за свою страну и хотят изменить ее к лучшему. Им интересно все новое, но они ценят свое время и заработанные ими деньги. С начала этого года мы несколько изменили дистрибуцию Газеты Вести, увеличив количество точек раздачи на оживленных перекрестках, в пробках. В итоге, как показывают наши наблюдения, среди наших читателей стало больше молодых, активных и успешных горожан.
3.Какие пути продвижения Вашего издания вы считаете самыми эффективными?
– Вести – уникальный продукт, поскольку большая часть тиража распространяется бесплатно (газету можно также купить в киосках «Пресса», причем продажи с каждым днем растут, и подписаться), и по сути, уже само издание является рекламой себя. Естественно, сейчас очень важно также продвижение в онлайне и в соцсетях, поскольку этот канал доставки информации с каждым годом имеет все большее влияние на жизнь украинцев. Именно поэтому мы, с одной стороны, будто конкурируем с онлайн-ресурсами, социальными медиа, а с другой стороны, используем их возможности для собственного продвижения. Я говорю и о контенте, и о различных активностях – например, акции, конкурсы.
4.Как в газете осуществляется «обратная связь», коммуникация с читателями? Какие пути и методы взаимодействия с читательской аудиторией вы считаете приоритетными?
– Наше общение происходит с помощью электронной почты, соцсетей, остались и старые добрые бумажные письма. Очень часто обратная связь дает толчок к новым темам. Нам звонят и пишут о незаконных стройках, новых тенденциях, происшествиях в городе. А бывает, что благодаря читателям, которые сообщают неизвестные ранее факты, тема получает второе дыхание. Но мы стремимся выйти на новый уровень общения с читателями, вовлекая их в процесс социальных преобразований и становясь коммуникатором для обмена идеями и взаимоподдержки. Самый яркий пример: гражданин Британии, когда был в Украине, прочел номер газеты с очередным выпуском нашего спецпроекта «Сильнее старости». Его настолько тронула история дома престарелых, что у себя на родине он организовал сбор средств для наших стариков.
5.Не секрет, что в недавнее время по Вашему изданию был нанесен ряд репутационных ударов. Как и какими путями Вам приходится бороться с созданием негативного имиджа газеты?
Да, против нас велась заказная информационная кампания, но аргументов у недоброжелателей, по сути, не было. В итоге все обвинения мы отмели в судах. Сейчас мы поняли, что в таких ситуациях, например, когда раскручивается скандал в соцсетях, очень важно не молчать, думая, что справедливость восторжествует сама. Почти на каждый выпад должен быть наш ответ, тем более, что нам не в чем оправдываться. Мы пишем правду, и если она кого-то не устраивала и не устраивает, то это явно не признак демократического общества. Я рада, что сейчас ситуация сильно изменилась – те, кто, поддавшись влиянию, открыто выступал против нас в тех же соцсетях, теперь постят и расшаривают наши материалы.
6.Ваш пример демонстрирует, что, несмотря на стремительное развитие цифровых СМИ, печатные издания пока хоронить рано. Как Вы считаете, за счет чего газете Вести удается конкурировать с информационными онлайн-ресурсами? Есть ли для печатных изданий какой-то уникальный рецепт того, как не просто удержаться на плаву, а, наоборот, процветать и развиваться?
Рецепт один – делать качественный продукт, который отвечает запросам и потребностям аудитории. Сейчас печатным СМИ сложнее – они конкурирует не только между собой, но и с онлайн-ресурсами, выигрывающими по скорости доставки информации. Но у газеты есть очень большое преимущество: достоверность. Проблема интернета в том, что там зачастую сложно отделить зерно от плевел – фейк от правды, понять, что важно, а что нет. Эту работу выполняют редактора и журналисты принта, выбирая только самое важное, проверяя факты и отвечая на вопросы: а что это все значит, что будет дальше. Еще очень важный фактор – свой эксклюзивный контент: свои новости, добытые от источников, свои расследования, эксперименты, инфографики. У нас это, как правило, 60-80% газеты. Читатель должен понимать, что в этой газете он прочтет что-то такое, чего не увидит больше нигде.
7.Традиционный вопрос о творческих планах. Какой вы видите Газету Вести в ближайшей и отдаленной перспективе? Каких интересных нововведений стоит ждать вашим читателям?
У нас очень много планов и идей, но мне бы не хотелось их озвучивать. До определенного времени, разумеется, пусть это будет сюрприз для наших читателей и рекламодателей.