• Про проєкт
  • Контакти
  • Логін
CreativityUA - Official CIAU Media
  • Ідеї
  • Інсайти
  • Ремесло
  • Бізнес
  • Люди
  • М’язи
  • Тренди
  • Натхнення
  • Більше
    • Всі новини
    • Відео
    • Спецпроєкти
      • LIONS Live
      • Креативний дайджест
      • Cannes Lions 365
      • Філософський Сад
      • Комунікації для культурних менеджерів
      • Знакові проєкти України
Немає результатів
Переглянути всі результати
Creativity Ukraine
  • Ідеї
  • Інсайти
  • Ремесло
  • Бізнес
  • Люди
  • М’язи
  • Тренди
  • Натхнення
  • Більше
    • Всі новини
    • Відео
    • Спецпроєкти
      • LIONS Live
      • Креативний дайджест
      • Cannes Lions 365
      • Філософський Сад
      • Комунікації для культурних менеджерів
      • Знакові проєкти України
Немає результатів
Переглянути всі результати
Creativity Ukraine
Головна Розвиток і Ефективність

10 капканов нашего мышления

10 Березня, 2016
Час прочитання: 1 хв.
A A
10 капканов нашего мышления
Share on FacebookShare on Twitter

Иллюзия контроля

Была открыта Элленом Лангером в 1975 во время экспериментов с лотерейными билетами. Участники разделились на две группы : первая группа сама выбирала себе билеты, второй же их вручили без права выбора. Спустя два дня всем участникам предложили поменять их билеты на более выгодные из лотереи с большими шансами на выигрыш. Предложение выгодное, не так ли? Но те, кто сами выбрали билет не хотели меняться, воображая, что собственный выбор билет может повлиять на выигрыш.

Вывод: Люди склонны переоценивать свое влияние на события, в благополучном исходе которых они заинтересованы.

Нулевой риск

Сделайте выбор: уменьшить маленький риск до нуля или уменьшить огромный риск значительно, но не к нулю. Например, свести к полному нулю авиакатастрофы или резко снизить число автомобильных аварий. Выбрали?

Верным будет второй вариант. Так как он спасет намного больше жизней: в автокатастрофах погибает намного больше пассажиров, чем в авиа. Но! Данные исследований показывают, что большинство выбирают вариант №1: нулевой риск хоть в какой-то сфере выглядит более успокаивающим, даже если ваши шансы стать жертвой авиакатастрофы ничтожно малы.

Селективное восприятие

Допустим, вы против ГМО. Вы, скорее всего, интересуетесь и читаете новости об этом. Читая, вы убеждаетесь, что правы: опасность налицо. В чем загвоздка? В том, что вы скорее всегоуделяете гораздо больше внимания новостям, подтверждающим вашу точку зрения, чем аргументам в защиту ГМО. Так вы теряете объективность. Склонность отдавать предпочтение такой информации, которая оправдывает ожидания, и пропускать мимо ушей все остальное и есть селективное восприятие.

Иллюзия прозрачности

Бывают моменты, когда просто необходимо солгать. Но это, оказывается очень сложно, кажется, что вы открытая книга и вас видят насквозь, любой неправильный жест может выдать вашу нечестность. Бывало такое? Название этому «иллюзия прозрачности» — склонность людей переоценивать способность окружающих понимать их истинные мотивы и переживания.

1998 год, Корнелльский университет. Психологи проверили эксперимент на студентах. Некоторые студенты читали вопросы с карточек и отвечали на них, говоря правду или ложь, как сказано в карточке. Аудитории предлагалось установить, когда выступающие лгут, а выступающих попросили оценить свои шансы солгать и «не спалиться». 50 процентов обманщиков предположила, что их раскусят — но слушатели смогли разоблачить лишь четверть.

Это означает, что те, кто врал, сильно переоценили проницательность своих слушателей. Так случается потому, что мы хорошо знаем себя и думаем, что наши знания очевидны для другого наблюдателя. Иллюзия прозрачности работает и в противоположном направлении: мы переоцениваем и свои способности распознавать ложь других.

Эффект Барнума

Этот эффект назвали в честь американского шоумена и ловкого манипулятора 20 века Финнеаса Барнума. Суть его в том, что человек склонен воспринимать размытые и общие описания как точные характеристики  своей личности. Например, вы не верите в лженауки, но натыкаясь на гороскоп, интереса ради читаете его, и описание точно совпадает с вашим представлением о самом себе. Такие ситуации бывают даже со скептиками, этим эффектом и пользуются астрологи и гадалки.

Эффект негативности

Негативные новости всегда привлекают больше внимания, нежели позитивные. Это вовсе не означает, что мы пессимисты. Дело в эволюции, так как в ее процессе реакция на плохие новости была правильнее, чем активная реакция на хорошие. Предложение «эта ягода вкусная» можно было пропустить мимо ушей. А вот на слова «эта ягода ядовитая» среагировал бы любой. Отсюда избирательность нашего восприятия новой информации. Негативную информацию мы считаем более достоверной.

Сейчас число войн и уровень преступности на планете ниже, чем когда-либо в истории. Но практически все согласятся, что ситуация на планете ухудшается с каждым днем.

Эффект самоисполняющегося пророчества

Суть этого когнитивного искажения, работающего на руку прорицателям, в том, что лживое пророчество(если оно звучит убедительно) может подтолкнуть людей неосознанно делать шаги к его исполнению. В результате, пророчество, которое имело мало шансов, вдруг становится верным.

Классический вариант такого пророчества описан в повести Александра Грина «Алые паруса». Выдумщик Эгль предсказывает маленькой Ассоль, что, когда она вырастет, за ней приедет принц на корабле с алыми парусами. Ассоль горячо верит в предсказание и о нем становится известно всему городу. А потом влюбившийся в девушку капитан Грей узнает о пророчестве и решает воплотить мечту Ассоль. И в итоге Эгль оказывается прав, хотя хэппи-энд в истории обеспечили далеко не сказочные механизмы.

Фундаментальная ошибка атрибуции

Мы оправдываем свои промахи объективными обстоятельствами, поведение других — их личностными качествами. Для примера, ваш коллега опаздывает из-за не пунктуальности, а вы — из-за пробок или сломанного будильника. Причем это касается не только внешней, официальной ситуации, но и о внутренних резонах — такая тактика по жизни не дает брать нам ответственность за свои проступки.

Эффект морального доверия

Священник взял взятку или был замечен в стриптиз-баре. В такой из ряда вон выходящей ситуации есть закономерность. Ее название — «эффект морального доверия». Когда у некой персоны сложилась репутация праведника, у него однажды может возникнуть иллюзия, что он безгрешен и один раз ничего не изменит в этой иллюзии.

Каскад доступной информации

Этому когнитивному искажению обязаны многие идеологи планеты Земля: коллективная вера в идею становится намного более убедительной, если эту идею постоянно повторять. С таким явлением мы сталкиваемся в разговорах со стариками: то, что написано в газете или показано на телевидении — правда! У нового поколения похожая ситуация с интернетом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теги: розвиток

СХОЖІ ПУБЛІКАЦІЇ

Думай як клієнт: від тригерів до просування
Бізнес та Інновації

Думай як клієнт: від тригерів до просування

7 Березня, 2024

Група компаній infocus та коворкінг GNRTR організовують бізнес-івент для маркетологів та підприємців. Тема: «Думай як клієнт: від тригерів до просування».Де та коли?🗓️ 16.03 о 13:00📍 коворкінг GNRTR: вулиця Михайла Грушевського,...

Читати даліDetails

Шість нью-йоркських артистів оновлять термінал Delta в LaGuardia

Виставка Burn розглядає лісові пожежі через величезні палаючі картини

РЕКОМЕНДОВАНО

Інсайти

Effie Ukraine 2025: 93 шанси на визнання ефективності

25 Червня, 2025
Аналітика

Digital-набір піарника: від робочих додатків до джерел натхнення

30 Червня, 2025

БІЛЬШЕ МАТЕРІАЛІВ

Всеукраїнська рекламна коаліція та Сили Безпілотних Систем ЗСУ підписали Меморандум про співпрацю
Відповідальність

Всеукраїнська рекламна коаліція та Сили Безпілотних Систем ЗСУ підписали Меморандум про співпрацю

7 Липня, 2025
“AVANGАRDEN”: МИСТЕЦТВО, БІЗНЕС І ЖИТТЯ ПОПРИ ВИКЛИКИ ВІЙНИ
Бізнес та Інновації

“AVANGАRDEN”: МИСТЕЦТВО, БІЗНЕС І ЖИТТЯ ПОПРИ ВИКЛИКИ ВІЙНИ

3 Липня, 2025

Про медіа

CreativityUA – ми пишемо про креатив, що трансформує бізнес, змінює людину та розвиває суспільство. Надаємо можливість брендам та особистостям ділитись досвідом та цікавою інформацією. Тримаємо в курсі важливих новин креативних індустрій і надаємо майданчик для поширення свіжих думок.

Тематичні напрями

  • Творчість і дизайн
  • Бізнес та Інновації
  • Маркетинг і Комунікації
  • Культура і Життя
  • Наука і Технології
  • Розвиток і Ефективність
  • Суспільство та Держава
  • Фестивалі та можливості
  • Відповідальність

Контакти

Відділ реклами

Імейл редакції

+380 44 221 6131

Новини Каннських Левів в Україні

Cannes LIONS 365  |  LIONS Live

Подкаст Creative Digest

Soundcloud  |  Apple Podcasts |  Google Podcasts

Ми у соцмережах

© 2021 CreativityUA | Офіційне медіа Асоціації Креативних Індустрій України | CIAU

Політика конфіденційності

З поверненням!

Увійдіть з логіном Facebook
Увійдіть з логіном Google
OR

Увійти в обліковий запис

Забули пароль?

Відновіть свій пароль

Будь ласка, введіть своє ім'я користувача або адресу електронної пошти, щоб скинути пароль.

Увійти
Немає результатів
Переглянути всі результати
  • РУБРИКИ
    • Ідеї
    • Інсайти
    • Ремесло
    • Бізнес
    • Люди
    • М’язи
    • Тренди
    • Натхнення
  • ТЕМАТИКА
    • Маркетинг і Комунікації
    • Бізнес та Інновації
    • Творчість і дизайн
    • Культура і Життя
    • Розвиток і Ефективність
    • Наука і Технології
    • Суспільство та Держава
    • Фестивалі та можливості
  • СПЕЦПРОЄКТИ
    • Cannes Lions 365
    • LIONS Live
    • Креативний дайджест
    • Філософський Сад
    • Комунікації для культурних менеджерів
    • Знакові проєкти України
  • ТИП МАТЕРІАЛУ
    • Новини
    • Добірки
    • Історії
    • Точка зору
    • Інтерв’ю
    • Аналітика
    • Відео
    • Події

© 2021 CreativityUA | Офіційне медіа Асоціації Креативних Індустрій України | CIAU

Цей вебсайт використовує файли cookie. Продовжуючи користуватися цим вебсайтом, ви даєте згоду на використання файлів cookie. Відвідайте сторінку Політика конфіденційності.