• Про проєкт
  • Контакти
  • Логін
CreativityUA - Official CIAU Media
  • Ідеї
  • Інсайти
  • Ремесло
  • Бізнес
  • Люди
  • М’язи
  • Тренди
  • Натхнення
  • Більше
    • Всі новини
    • Відео
    • Спецпроєкти
      • LIONS Live
      • Креативний дайджест
      • Cannes Lions 365
      • Філософський Сад
      • Комунікації для культурних менеджерів
      • Знакові проєкти України
Немає результатів
Переглянути всі результати
Creativity Ukraine
  • Ідеї
  • Інсайти
  • Ремесло
  • Бізнес
  • Люди
  • М’язи
  • Тренди
  • Натхнення
  • Більше
    • Всі новини
    • Відео
    • Спецпроєкти
      • LIONS Live
      • Креативний дайджест
      • Cannes Lions 365
      • Філософський Сад
      • Комунікації для культурних менеджерів
      • Знакові проєкти України
Немає результатів
Переглянути всі результати
Creativity Ukraine
Головна Маркетинг і Комунікації

Валерий Панюшкин: «Гоняйте макаку по клетке»

10 Листопада, 2014
Час прочитання: 1 хв.
A A
Валерий Панюшкин: «Гоняйте макаку по клетке»
Share on FacebookShare on Twitter

Студентам Школы журналистики УКУ Валерий рассказал о том, как правильно составлять текст и контролировать внимание читателя.

 Композиция

Чтобы написать историю, нужно собрать материал – факты, наблюдения и реплики. После того, как вы получите некую фактуру, надо создать из нее структуру истории. История, которую вы будете рассказывать, должна состоять из трех частей – двух посылок и вывода:

– Посылка первая: все млекопитающие выкармливают детенышей молоком.

– Посылка вторая: кошка выкармливает детенышей молоком.

– Вывод: кошка – млекопитающее.

Любой текст нужно строить по этой схеме. В первой части вы делаете некое наблюдение. Это, условно, диспозиция. Во второй части нужно, чтобы история начала двигаться. Для того, чтобы привести нечто в движение, надо это нечто вывести из равновесия. Грубо говоря, вторая часть должна неким образом противоречить первой, спорить с ней. Если между ними все гладко, истории не получится. У вас ситуация должна выйти из равновесия, тогда она станет интересной, оживет. В третьей части – первые две надо как-то примирить, синтезировать.

На самом деле выдумать такую схему заранее не получится. Её нужно найти. Например, если вы пишете текст с поля, то едете на место посмотреть на то, что приблизительно соответствует вашим ожиданиям, и должны нарочно искать что-нибудь, что вашим ожиданиям не соответствует, что выведет вашу историю из равновесия. Тогда она станет живой.

Антитезис

В хорошем тексте должен присутствовать антитезис, некоторая неожиданная вторая часть, которая переворачивает все дело. Например, в интервью есть термин «гонять макаку по клетке», обозначающий конфигурацию из трех вопросов, два из которых задаются не для того, чтобы получить ответы, а для того, чтобы задать третий:

– Правда ли, господин губернатор, что позавчера вы завтракали у банкира Фердыщенко?

– Да, мы с Фердыщенко старые друзья, это общеизвестный факт.

– А слыхали ли вы, что банкир Фердыщенко привлечен к уголовной ответственности за людоедство?

– Да нет, это глупости какие-то, навет, ерунда.

– А что вы ели, кстати?

Даже чистое интервью устроено таким образом. Оно состоит из трех частей, каждая из которых также состоит из трех частей. Вот этот треугольник является основой. Когда вы идете на большое интервью, то должны составить не просто двадцать вопросов, а двадцать треугольников. И если один из ваших треугольников удастся, получится хорошее интервью.
 Ритм

У любого текста есть некий внутренний ритм. Очень полезно проговаривать текст вслух, тогда вы услышите, как он звучит.

Если вы выбрали для текста правильную ритмическую структуру, при написании должно появиться чувство восторга. Можете писать о каком угодно ужасе – войне, убитых, больных детях – у вас должен возникать вот этот своеобразный восторг от ритма текста. Музыкант, играющий грустную песню, не грустит в этот момент, он испытывает специфическое счастье.

Ритмическая основа текста – это то, что придает ему движение времени. Двигаться может и сам текст, если он каким-то образом ритмичен. Например, в тексте «Половина девочки» внешне чередуются толстый и тонкий куски – это как вдох и выдох, текст дышит. Ритм – это вопрос навыка. Надо упражняться, и рано или поздно получится.

Вы выстраиваете свой текст из слов. Как и всякие другие стройматериалы, они обладают различными свойствами.

Слова бывают плотными и не плотными. От этого происходит понятие плотность текста. Смысла в тексте столько же, сколько и в словах, из которых он состоит. Главное правило плотности текста заключается в том, что наиболее неплотные слова – это прилагательные. Они ничего не говорят читателю. Существительные и глаголы люди понимают примерно одинаково, а прилагательные – по-разному, это оценочное суждение. Поскольку мы всегда стремимся к максимальной плотности текста, надо избегать в нем прилагательных.

Есть еще одна удивительная штука, которая происходит с плотностью слов. Можно нагромоздить целую кучу таких, которые кажутся пустыми, ничего не значащими, а потом еще одним-двумя словами в эту кучу запихать смысл. Понастроить слов, а смысл втиснуть потом – это страшная сила.

Метафора

Если вы пишете о каких-нибудь действительно ужасных, но очень важных вещах, над которыми надо чтобы читатель подумал, главное – сохранить его мозг включенным. Иногда даже впроброс сказанная информация просто невыносима для человека. Для таких случаев есть универсальный прием – грубо говоря, искать метафору, некий ход, параллельную историю, через которую вы завуалировано расскажете о том, что происходит. Это сродни мифу о Персее, который не может смотреть на Горгону Медузу прямо, а только в щит, он же зеркало, отражающее реальность.

Если вы будете рассказывать об ужасных вещах напрямую, с каждым разом вам придется повышать градус накала, ужаса, крика. И с каждым разом это будет действовать все хуже.

Золотое сечение

Есть простая схема текста: завязка, кульминация, развязка. Если смотреть на величину текста, экспозиция и некоторое развитие действия занимают первые две части. Это и есть золотое сечение – две трети к одной трети. В последней части начинается нагнетание, создается некая неразрешимая ситуация, когда читатель испытывает невоплощаемое в слова чувство гнева или страха – оно является кульминационным.

И после этого вы предлагаете решение. Вот с ребенком случилось плохое, ты не можешь спасти его, избавить от боли, победить болезнь, ты вообще находишься в состоянии ужаса, но ты можешь дать деньги на лекарства.

Вводка

Вводка – это краткое изложение того, о чем идет речь в тексте, рекламное объявление о нем. Вам надо в двух словах ввести читателя в курс дела и вызвать у него недоумение: как это? Например: «В Краматорске идет война. Люди там бывают либо военными, либо беженцами, а Петр Петрович Иванов работает водителем автобуса».

Начало

Когда вы садитесь писать основной текст, как правило, сначала пишите две-три фразы, которые кажутся совершенно необходимыми, чтобы объяснить суть. «Я приехал в Краматорск на попутной машине. На блокпосте меня остановили, расспросили, сказали то и то. Потом я долго искал Петра Петровича, наконец-то нашел его в автобусном парке. «Ладно, садись», – сказал мне Петр Петрович и мы поехали». Вот до слов «ладно, садись» вычеркните все. Начните сразу с действия. Когда вы пишете текст, как правило, вначале есть два-три лишних предложения. Если их можно убрать – уберите, не жалейте.

Конец

Наиболее эффектным концом является отдельно стоящая фраза из трех слов. Причем она не обязательно должна подводить некий итог или делать выводы. В тексте о завтраке у губернатора это может быть фраза «Они ели сыр», и она будет значительно сильнее фразы «Путин – кровавый людоед».

Абзац, состоящий из фразы с трех слов, почему-то работает как наилучший финал для текста.

Фото Алины Смутко

Теги: історії

СХОЖІ ПУБЛІКАЦІЇ

Нова книга Деббі Міллман
Історії

Нова книга Деббі Міллман

23 Лютого, 2022

Нова публікація під назвою Why Design Matters: Conversations with the World’s Most Creative People охоплює есе, фотографії, цитати та майже 60 інтерв’ю з шоу. Деббі Міллман — письменниця, дизайнерка, педагогиня, художниця та знавець подкастів — оголосила...

Читати даліDetails

Disabled Teddies: серія малюнків Дани Керлі позбавляє стигматизації інвалідності та хронічних захворювань

«Посланці» Ганса Гольбейна Молодшого: факти, які допоможуть вам зрозуміти їх

РЕКОМЕНДОВАНО

Аналітика

Етика у дизайні: старт першого національного дослідження про професійні цінності українських дизайнерів

26 Червня, 2025
Інсайти

В Україні з’явиться каталог креативних індустрій

17 Червня, 2025

БІЛЬШЕ МАТЕРІАЛІВ

Як запустити Instagram-канал без бюджету і отримати стабільний канал продажів. Кейс MAUDAU
Інсайти

Як запустити Instagram-канал без бюджету і отримати стабільний канал продажів. Кейс MAUDAU

10 Липня, 2025

Про медіа

CreativityUA – ми пишемо про креатив, що трансформує бізнес, змінює людину та розвиває суспільство. Надаємо можливість брендам та особистостям ділитись досвідом та цікавою інформацією. Тримаємо в курсі важливих новин креативних індустрій і надаємо майданчик для поширення свіжих думок.

Тематичні напрями

  • Творчість і дизайн
  • Бізнес та Інновації
  • Маркетинг і Комунікації
  • Культура і Життя
  • Наука і Технології
  • Розвиток і Ефективність
  • Суспільство та Держава
  • Фестивалі та можливості
  • Відповідальність

Контакти

Відділ реклами

Імейл редакції

+380 44 221 6131

Новини Каннських Левів в Україні

Cannes LIONS 365  |  LIONS Live

Подкаст Creative Digest

Soundcloud  |  Apple Podcasts |  Google Podcasts

Ми у соцмережах

© 2021 CreativityUA | Офіційне медіа Асоціації Креативних Індустрій України | CIAU

Політика конфіденційності

З поверненням!

Увійдіть з логіном Facebook
Увійдіть з логіном Google
OR

Увійти в обліковий запис

Забули пароль?

Відновіть свій пароль

Будь ласка, введіть своє ім'я користувача або адресу електронної пошти, щоб скинути пароль.

Увійти
Немає результатів
Переглянути всі результати
  • РУБРИКИ
    • Ідеї
    • Інсайти
    • Ремесло
    • Бізнес
    • Люди
    • М’язи
    • Тренди
    • Натхнення
  • ТЕМАТИКА
    • Маркетинг і Комунікації
    • Бізнес та Інновації
    • Творчість і дизайн
    • Культура і Життя
    • Розвиток і Ефективність
    • Наука і Технології
    • Суспільство та Держава
    • Фестивалі та можливості
  • СПЕЦПРОЄКТИ
    • Cannes Lions 365
    • LIONS Live
    • Креативний дайджест
    • Філософський Сад
    • Комунікації для культурних менеджерів
    • Знакові проєкти України
  • ТИП МАТЕРІАЛУ
    • Новини
    • Добірки
    • Історії
    • Точка зору
    • Інтерв’ю
    • Аналітика
    • Відео
    • Події

© 2021 CreativityUA | Офіційне медіа Асоціації Креативних Індустрій України | CIAU

Цей вебсайт використовує файли cookie. Продовжуючи користуватися цим вебсайтом, ви даєте згоду на використання файлів cookie. Відвідайте сторінку Політика конфіденційності.