За последние 10 лет почти каждая отрасль экономики претерпела изменения, связанные с развитием цифровых технологий. Ритейлеры мигрируют в интернет, банковские карты перебираются из бумажников в смартфоны, издатели отказываются от бумаги, а автоконцерны ожидают, что за ближайшие пять лет индустрия изменится сильнее, чем за предыдущие 50.
В 2016 году Facebook сразится с YouTube за рынок мобильного видео, Blockchain перестанет восприниматься как причуда, Amazon откажется от услуг посредников при доставке, а нефтяные компании начнут внедрять технологии «интернета вещей» по мере падения цен на топливо. В этом докладе содержатся 25 прогнозов на 2016 год, относящихся к мобильным технологиям, электронной коммерции, цифровым медиа, платежным системам и «интернету вещей».
«Интернет вещей»
1. Две трети новых автомобилей в США будут подключены к интернету
В 2015 году 35-40% новых машин в Америке были подключены к интернету. В 2016 году мы ожидаем уверенного роста этого показателя. По нашей оценке, две трети автомобилей, которые сойдут с конвейера в 2016 году, будут оснащены подключением к интернету. В этом, в первую очередь, заинтересованы производители. Они получают возможность собирать данные о состоянии машин и удалённо обновлять их программное обеспечение.
В то же время растёт и спрос на подключённые к интернету автомобили. 37% людей, недавно купивших машину в Китае, США и Германии признают, что выбрали бы другого производителя, если бы он был единственным на рынке, предлагающим автомобили с доступом в интернет.
2. В США на федеральном уровне одобрят эксплуатацию самоуправляемых автомобилей
Автомобили, не требующие водителя, продолжают совершенствоваться, но для их полноценного использования не хватает законодательной базы. Недавно калифорнийский департамент автотранспорта выпустил проект документа, который в случае одобрения позволит жителям штата — первым в стране — ездить по дорогам общего пользования на самоуправляемых машинах. Мы ожидаем, что в 2016 году федеральное правительство подготовит нормативную базу, после чего соответствующие законы появятся на уровне штатов.
3. Развитие «интернета вещей» увеличит спрос на цифровую страховку
Безопасность в интернете до недавних пор связывали с такими вещами как кража данных банковских карт и других персональных данных. Но с развитием «интернета вещей» возникает новая угроза — угроза взлома тех или иных физических устройств и получения злоумышленниками контроля над ними.
Мы ожидаем резкого повышения спроса на страховые полисы, защищающие от хакерских атак. Пока такие услуги предлагают всего несколько страховых компаний, во многом из-за сложности оценки рисков. Но по мере распространения «интернета вещей» страховщикам придётся адаптироваться к меняющимся запросам потребителей.
4. Нефтяные компании обратятся к «интернету вещей», чтобы выжить
По мере продолжения падения цен на нефть, добывающие компании будут внедрять технологии «интернета вещей», чтобы добиться максимальной эффективности. Стоимость топлива в 2015 году стабильно сокращалась по причине избыточной добычи и падения спроса. Маловероятно, что в 2016 году ситуация изменится. Напротив, многие аналитики ожидают, что падение цен продолжится вплоть до уровня стоимости добычи.
Как следствие, нефтяным компаниям придется искать новые возможности увеличения доходов и повышения эффективности. Мы полагаем, что многие из них будут оптимизировать поставок посредством устройств, работающих по принципу «интернета вещей».
5. Страховые компании интегрируют здравоохранение и домашние устройства для «интернета вещей»
Страховщики уже используют устройства, поддерживающие «интернет вещей», для снижения рисков и определения стоимости страховки. В 2015 году гаджеты, работающие по принципу «интернета вещей» использовались страховыми компаниями в основном для изучения манеры поведения водителей.
Мы ожидаем, что в 2016 году многие участники рынка расширят использование в своих интересах устройств, поддерживающих «интернет вещей». Эта практика распространится на медицинские страховки и на страхование недвижимости.
Медиа
1. Конкуренция на рынке мобильного видео обострится до предела
В результате войны за рынок мобильного видео появятся победители и проигравшие. Им придётся закреплять за собой разные категории контента. Благодаря функции автовоспроизведения и рекомендуемым видео, а также растущему числу пользователей мобильного интернета Facebook, судя по всему, станет главной площадкой для коротких видеороликов.
Бренды и медиа будут активнее публиковать видео прямо в Facebook, и в конечном итоге соцсеть обгонит YouTube и по количеству загруженных роликов, и по их просмотрам. YouTube при этом останется гигантом рынка, но попадёт в зависимость от своих «звёзд», которые будут главным фактором роста числа просмотров.
2. Возникнет дискуссия о методах измерения показателей видео
В 2015 году видео стало развиваться по принципу «mobile-first». По данным Ericsson, половина мобильного интернет-трафика во всём мире приходится на видеоролики. В то же время до сих пор нет единого подхода к оценке показателей мобильного видео. Мы прогнозируем, что Facebook, YouTube и (в меньшей степени) Snapchat и Twitter вынуждены будут договориться друг с другом о параметрах измерения. Сейчас Facebook считает просмотры, а YouTube — совокупное время просмотров.
Производителям и заказчикам контента потребуется некий стандарт, чтобы лучше ориентироваться в выборе площадки. Работающим по подписке сервисам потокового видео тоже придётся предоставлять больше информации о поведении пользователей.
3. Бум нативной рекламы
Рекламный и издательский бизнес сфокусируются на улучшении взаимодействия с потребителями. Одна из причин — в росте популярности блокировщиков рекламы. Нативная реклама не вызывает такого отторжения, как традиционная. Поэтому мы уверены, что сдвиг индустрии в сторону нативной рекламы позволит установить новые правила игры на рынке digital.
4. Кабельные операторы продолжат осваивать потоковое видео
Платные телекомпании продолжат развивать собственные сервисы потокового видео, так как всё большее число зрителей переключаются на просмотр контента в интернете. Тем не менее, для крупных кабельных каналов имеет большое значение число абонентов. Чтобы не потерять в выручке, кабельным операторам придётся поднимать стоимость подписки.
5. Yahoo будет продана
Показатели Yahoo в 2015 году были посредственными, и мы прогнозируем, что компания продолжит в том же духе. Хотя корпорация продолжает утверждать, что она не продаётся, мы считаем, что это всё-таки случится, как только появится подходящий покупатель. Google и Facebook могут претендовать на наследие компании, но её активы гораздо сильнее пригодились бы телекоммуникационным гигантам вроде Verizon. Перспективы гендиректора Yahoo Мариссы Майер — под вопросом.
Мобильные технологии
1. Слияние крупного мобильного оператора с платным телеканалом
В 2016 году крупный оператор мобильной связи и телекомпания, производящая платный контент, объединят бизнес. У кабельных каналов — хорошее покрытие Wi-Fi, и это может улучшить качество связи мобильного оператора внутри зданий. А это значит, что по беспроводным сетям можно будет передавать больше данных по меньшей цене.
2. Индонезия станет главным рынком смартфонов
В 2015 году произошёл резкий рост рынка смартфонов в Индии, а в 2016 году это случится в Индонезии. До Индии и Китая ей ещё далеко, но в Индонезии рост числа пользователей смартфонов — один из самых быстрых в мире. В 2016 году 60 миллионов жителей страны будут иметь смартфон. И вот почему это важно:
- В Индонезии живут 250 миллионов человек (почти как в США)
- Подушевой ВВП быстро растёт, а половина населения — младше 30 лет. Сочетание этих факторов обусловит высокий спрос на современные мобильные устройства
- Правительство страны планирует привлечь $4,5 млрд в телекоммуникационный сектор к 2017 году
- К 2020 году Индонезия станет четвертым по величине рынком смартфонов в мире
3. Xiaomi выйдет на рынок США
Китайская компания известна тем, что производит высококачественные телефоны, которые при этом стоят значительно дешевле чем, например, iPhone. В третьем квартале 2015 году Xiaomi стала пятым по величине производителем в мире, но на американском рынке она пока не присутствует. Полагаем, что в 2016 году она придёт и туда.
Сделать это будет непросто. Компании придётся потратиться на маркетинг, поддержку и рабочую силу. Также Xiaomi стоит приготовиться к искам от Apple из-за схожего дизайна. Но у китайской компании есть огромное преимущество в виде ценовой политики. Флагманская модель — Redmi Note — стоит в рознице $154.
4. В США ускорится цикл обновления смартфонов
После неоднозначного 2015 года, который сопровождался падением спроса на смартфоны с контрактом оператора, провайдеры утратят посреднические функции, а такого рода контракты исчезнут. Всё больше потребителей покупают телефоны без контрактов, а операторы облегчают условия выкупа контрактов. Типичный жизненный цикл смартфона в США составляет два-три года, но теперь он уменьшится.
5. Бум корпоративных приложений
Проникновение мобильных технологий в корпоративное управление в 2015 году увеличивалось. Вместе с ним увеличивался и спрос на бизнес-приложения. В свою очередь Apple, IBM, Google, и Facebook активно инвестировали в разработку корпоративных продуктов. В декабре 2015 года Apple и IBM выпустили 100 корпоративных приложений для iOS, охватывающие 14 отраслей и 65 профессий. В 2016 году мы увидим развитие этой тенденции.
Платёжные системы
1. Банки начнут использовать технологию blockchain
Кредитные организации начнут применять blockchain для проведения межбанковских операций. Технология, которая лежит в основе криптовалюты биткоин, позволит значительно упростить коммуникации между банками и, следовательно, снизить связанные с ними издержки.
2. Apple, Google и Samsung будут развивать свои платёжные системы
В 2015 году мы увидели очертания будущего мобильных платежей, когда на рынке появились Android Pay и Samsung Pay, имеющие много общего с Apple Pay. Но мобильные платежи — это только начало. В 2016 году компании будут формировать полноценные экосистемы вокруг своих платёжных сервисов — программы лояльности, скидочные карты и так далее.
3. Малый бизнес освоит приложения для терминалов POS
Использование приложений вроде ShopKeep, предоставляющих разнообразные аналитические услуги, станет общей практикой для малого бизнеса. Приложения, анализирующие продажи, могут серьёзно поднять экономические показатели бизнеса. Это следует иметь в виду как потенциальным потребителям таких решений, так и разработчикам.
4. Заказы в фастфуде перейдут в приложения
Мобильные сервисы для составления заказа в сетях быстрого питания станут общей практикой. Средний чек за заказ, сделанный через приложение, в Taco Bell уже на 20% больше, чем в зале. Недавно аналогичное решение внедрил Starbucks и, по утверждению компании, им пользуются очень активно.
5. Банки начнут поглощать финансовые стартапы
Классические кредитные организации в 2016 году ответят стартапам-конкурентам простейшим образом — их технологии возьмут на вооружение, а отдельные компании купят. Мы полагаем, что банки станут придерживаться стратегии выстраивания партнёрских отношений с новыми платёжными сервисами.
E-commerce
1. Amazon откажется от компаний-доставщиков
В прошлом году Amazon многое сделал для уменьшения своей зависимости от услуг курьерских компаний. В 2016 году корпорация разовьёт этот успех. Об этом свидетельствуют усилия, которые компания прилагает к развитию доставки дронами. Общее положение обстоятельств показывает, что Amazon больше не может полагаться на FedEx или UPS.
2. Facebook интегрируется в онлайн-торговлю
Мы думаем, что в 2016 году Facebook станет играть намного более значимую роль в онлайн-покупках. Компания двигалась в эту сторону и в 2015 году. Например, покупатели получили возможность узнавать статус заказа через Facebook Messenger.
В 2014 году рынок приложений для шоппинга вырос на 174%. Это самый большой прирост относительно иных категорий приложений.
3. Beacon-маяки
Приложения с beacon-маяками станут промежуточным шагом для широкого применения маркетинговых кампаний, нацеленных на покупателей, которые находятся недалеко от магазинов — в частности, с использованием beacon-маяков. С их помощью магазины могут присылать сообщения о скидках и акциях прямо на смартфоны пользователей, при этом предложения могут меняться в зависимости от того, где находится покупатель.
4. Возрождение партнёрского маркетинга
Возрождение партнёрского маркетинга. Партнёрский маркетинг — система, при которой рекламодатели платят своим различным партнёрам за каждого посетителя или покупателя, привлечённого через этот канал связи — является одним из наиболее быстрорастущих источников выручки для онлайн-ритейлеров. Мы ждём, что её рост увеличится в 2016 году. Для этого есть две предпосылки: усиление активности издателей СМИ, которые ищут дополнительные источники дохода, а также развитие маркетинга, основанного на влиятельности бренда. Основой для этих трендов является переход к потреблению из соцсетей информации обо всём — от материалов СМИ, до информации о товарах в интернет-магазинах
5. Alibaba попробует освоить американский рынок
В прошлом году мы рассчитывали, что Alibaba «выкупит» себе дорогу на американский рынок, но этого не произошло. Тем не менее, мы всё еще полагаем, что Alibaba намерена сделать стратегический ход на рынке США. У китайского мгазина есть только один проект на американском рынке, 11Main.com, но его недостаточно для реальных действий.
У Alibaba уже есть инфраструктура для доставки товаров из-за границы, всё, что ей нужно — клиентская база в США. Мы считаем, что Alibaba будет конкурировать с eBay или Etsy, при этом eBay нужно пересмотреть свою стратегию для ускорения роста — особенно после отделения от PayPal.
ЗЩаглавная иллюстрация