О личной жизни топовых артистов, их песнях, клипах, участии в телепроектах пишут многие издания, начиная с глянца и заканчивая сайтами-однодневками. Читая многочисленные интервью и истории успеха звезд, начинаешь верить в то, что всего они добились исключительно благодаря своему таланту, харизме и трудоголизму. Бесспорно, это важные компоненты для будущих звезд шоу-бизнеса, но что бы делали артисты без тех, кто помогает им создавать и продвигать продукт?
Пиарщики, продюсеры, клипмейкеры, хореографы, звукорежиссеры, дизайнеры — все они трудятся над тем, чтобы у исполнителя получилось крутое шоу на сцене, зрители оставляли восхищенные комментарии в соцсетях, а телеканалы приглашали участвовать в рейтинговых проектах. Но обычно об этих людях мало что знают, поэтому Reklamaster решил больше рассказать о тех, кто работает вне кадра.
Первой героиней нашего спецпроекта стала PR-директор MOZGI GROUP Марина Зубенко. Именно она руководит отделом, который отвечает за продвижение основателей компании Ирины Горовой и Потапа, групп «Время и Стекло» и MOZGI, исполнительниц Michelle Andrade и INGRET. С Мариной мы поговорили о буднях пиарщика, подготовке к самому масштабному концерту «Время и Стекло» и планах на будущее.
Первая работа и первые кейсы
Мой карьерный путь начался с должности офис-менеджера в столичном ивент-агентстве. Параллельно я училась на финансиста в Киевском национальном экономическом университете имени Вадима Гетьмана. Мое образование не предусматривало такого уровня коммуникаций и такого ритма, в котором работают пиарщики, но я понимала, что мне эта сфера очень близка. Вскоре мне предложили стать медиа-менеджером в этом же агентстве. Я не строила иллюзий, не размышляла, будет ли моя работа легкой или сложной, просто решила для себя, что хочу развиваться в этом направлении.
Я занималась пиаром разных событий, и каждое из них можно рассматривать как классный кейс. К примеру, роуд шоу, для которого в Украину привезли болиды «Формулы-1». Тогда еще перекрывали весь Крещатик. Также мы вели фестиваль фейерверков, который вообще заполонил весь город. Это было одновременно как событие для города и корпоратив одного из банков. Мои первые кейсы в шоу-бизнесе — это концерт Иосифа Кобзона во дворце «Украина» и первый концерт Лары Фабиан в Украине. Тогда, в 2008-м, мы столкнулись с тем, что Лару не очень знали в нашей стране. Приходилось рассказывать, показывать, говорить: «Ребят, вы реально не пожалеете». И не пожалели.
Мне не стыдно ни за один свой проект, но иногда случались «лишние разговоры», которых лучше бы не было. Наверное, сейчас бы я строила эти диалоги иначе, учитывая свой опыт, мировоззрение и возраст. Но все же благодаря этому я стала, какой есть сейчас. Ведь любая «морщинка» — это не недостаток, а достоинство.
Фото: 23-59.com.ua
VISLOVO: готовились мы неистово
Мы готовили VISLOVO на протяжении года. Все началось с собрания, в котором приняли участие группа «Время и Стекло», продюсеры Ира Горовая и Потап, а также наш PR-отдел. Вместе мы штормили, думая, как должен выглядеть этот концерт и что в него нужно заложить. Потом — встреча с режиссерами, выбор хореографов-постановщиков, набор команды (костяк людей, которые будут работать над ивентом), утверждение концепции. Затем началась работа по всем направлениям.
Наш отдел разрабатывал pr и маркетинг-стратегию. Digital-стратегию готовили совместно с digital-отделом, а вижуалы — совместно с Mozgi Ideas. Параллельно вели линию по SMM, в частности ввели отдельного персонажа VISBOY и публиковали скетчи с ним — это шло красной нитью через промокампанию альбома и концерта. Применяли стандартные и нестандартные пути анонсирования, продажи и промо ивента. У нас была радиореклама и наружка, но последнюю продержали всего месяц. Больше всё-таки делали упор на digital.
Совместно с проджект менеджерами коммуницировали со спонсорами. Нам удалось заполнить целый этаж Дворца Спорта крутыми фотозонами и BTL-активностями 5 октября. Людям было чем заняться перед ивентом, так что зрители не томились в ожидании, когда же откроют двери в чашу.
«Время и Стекло» не давали пресс-конференцию в день концерта, хотя эта стандартная практика для многих наших исполнителей. Мы решили, пусть артисты сосредоточатся на самом главном — на их шоу, которым они жили достаточно долго. Наде и Позитиву, безусловно, есть что рассказать журналистам, и об этом мы заботились на протяжении года. А 1 октября на Площади звезд возле ТРЦ Gulliver открыли звезду в честь группы. Мы там были около получаса, дали несколько комментариев и поехали на прогон.
Личная гордость нашего PR-отдела — инфографика концерта VISLOVO. Мы собрали цифры, которые показывают масштабность всего труда: режиссеры TRI Direction – Наташа Ровенская, Наташа Лысенкова и Мария Григоращенко, два технических директора на площадке (хотя обычно нанимают только одного) и т.д. Журналисты, которые получали инфографику, понимали, что из каждого пункта можно сделать отдельную новость: первая сольная песня Позитива, MONATIK минуту не дышал под водой во время виджеинга, первая фешн коллаборация трех топовых украинских дизайнеров для одного концерта.
Мне нравится искать новые способы продвижения и коммуникации, но о стандартных вещах мы не забываем. Порой они работают лучше, чем когда ты пытаешься придумать велосипед. Мы, прежде всего, отталкиваемся от задачи, которая стоит перед нами.
Наглость — не второе счастье
Мы открыли аккредитацию на VISLOVO за месяц до события и закрыли 25 сентября, чтобы успеть обработать заявки, всем ответить, разъяснить что и к чему. Объявили об аккредитации достаточно обширно, используя все ресурсы, в частности страницы артистов в соцсетях и медийные группы в фейсбуке. Конечно же, просьбы аккредитовать продолжились до последнего. Я еще понимаю, когда до 30 сентября писали «Я все пропустил, что делать?» (тем, кого я знаю лично, шла навстречу). Начала раздражаться, когда посыпались звонки и письма 3‒5 октября. Люди пытались пробраться на концерт любыми способами, отвлекая нас от работы. К примеру, об аккредитации просил ресурс, посвященный плинтусам. Некоторые не понимают, что аккредитация — это не приглашение, а отчасти работа. Журналист должен подготовить пост-материал, который он обсуждает с пресс-службой. Ну, вот какой материал по VISLOVO мне может дать сайт о плинтусах? Никакого.
Доходило до такого, что присылали фамилии детей на аккредитацию или просили билеты для начальника. Такие предложения выглядели очень странно, и такое чувство, что рассчитаны «на дурачка». Меня злило, что люди не имеют границ, но все же я старалась отвечать деликатно. Говорила: «Давайте с Вами работать в будущем, только по теме», хотя могла вообще не отвечать на неуважительные сообщения.
Фото: jetsetter.ua
О публичности и соцсетях
Честно говоря, я не сильно веду свои соцсети. В основном не делюсь переживаниями по поводу отношений с друзьями и коллегами, а если и пишу, то без имен. Иногда бывают ситуации, когда я пишу какой-то пост, а потом не публикую. Думаю: «Ну, зачем?». Хотя по всем законам самопродвижения было бы неплохо, если бы я работала над своими соцсетями: определилась с тематикой, составила контент-план, по которому бы выкладывала посты. Надеюсь, что в будущем буду писать чаще, ведь мне есть о чем рассказать. Более того, я мама, а это еще одна тема для разговора. Как известно, мамы — это самая благодатная аудитория, за которой охотится большинство брендов. У людей есть запрос, и то, что мне кажется ненужным, их, наоборот, интересует.
В соцсетях мне пишут поклонники артистов. Одни из самых частых предложений — «Дайте билеты на концерт», «У меня есть песни», «Я хочу быть артистом, что мне делать?». Иногда просят о встрече со мной. Когда в инстаграм-сторис делаю опросы «было/не было», очень много вопросов поступает от фан-сообществ, поклонников творчества наших артистов или самой компании Mozgi Group. Еще, к примеру, пишут: «А где нам купить фирменную футболку?». Люди думают: раз пиарщик, то все знает, все решит. Я, конечно же, подскажу, но это часто дело утомительное, да и не по адресу. Ведь стоит просто зайти на наши сайты или соцсети.
Гореть, но не сгорать
У меня был период, когда я слишком самоотверженно погрузилась в рабочий процесс и забыла надолго про отдых. Не заметила, как у меня случилось выгорание. Тогда я поняла, что нельзя себя настолько не беречь. Любому человеку нужно давать отдохнуть, даже если кажется, что он в порядке.
Период с сентября по декабрь — очень насыщенный событиями, так что пиарщикам артистов работы хватает. В конце августа наш отдел делал собрание. Мы расписали по датам все важные события (релизы, съемки, концерт во Дворце спорта, музыкальные премии и т.д.) и пришли к выводу, что осень будет жесткая. Тем не менее, мы справляемся. Я не допускаю выгорания в отделе. Если есть какие-то проблемы, мы можем спокойно обсудить. Своим девочкам я говорю: «Есть возможность — отдыхаем. Необязательно идти в офис, если хочется день провести в кровати. Главное — оставайтесь на связи».
Сейчас мы планируем организовать девичник, хотя бы на сутки, чтобы просто отключить телефоны. У нас после VISLOVO даже не было момента, чтобы выдохнуть. И все три выходных, на протяжении которых страна отдыхала, у нас были «Танцы со звездами», подготовка следующих релизов (Потап вместе с сыном были ведущими на шоу — прим. ред.). Что поделать, наша профессия не подразумевает графика с 9:00 до 18:00.
Эффективная работа — это, прежде всего, про фидбек
Количество не равно качеству. Если мы разошлем десять публикаций, то это не будет качественно. Если я выберу пять ресурсов по теме и подготовлю пять публикаций, это будет более продуктивно по времени и работе с нужной аудиторией. Когда ты распыляешься, то не всегда доходишь до той аудитории, которая тебе нужна. Нужно отталкиваться от цели и быть уместным.
Эффективность своего труда я, наверное, измеряю фидбеком от людей. Это понятнее всего. Если говорить о слушателях и поклонниках артистов, то тут KPI разнообразен. Может измеряться количеством выступлений, количеством проданных билетов на каждый концерт, ротациями и другими digital инструментами. Фидбек от артистов — это про искренние диалоги, взаимную любовь и дружбу. Обратная связь от коллег — это то, как они оценивают твою работу. Также ценю фидбек от моего отдела, на который всегда можно положиться.
Самое большое богатство — люди
Когда я набирала команду из PR-фей, то не давала открытого объявления. Так как я на рынке давно и знаю очень многих, то искала через личные связи. Резюме Лены Роговой мне прислала моя знакомая Настя Иваничева. Машу Дунаевскую я пригласила на собеседование, когда мы созвонились в последний день ее работы в пресс-службе «1+1».
Хоть мы никого уже не ищем, мне и сейчас присылают резюме. Соискателей я прошу отправить вакансию в HR-отдел. Пусть будет, ведь учитывая темпы роста MOZGI GROUP, скоро нам придется расширять штат, а так у нас уже есть готовая база кандидатов.
К слову, наш отдел планирует вырасти до агентства, которое будет обслуживать не только своих артистов и вести внутренние проекты группы компаний, но и брать аутсорс. Также я думаю над тем, как организовать практику для студентов на месяц–полтора, потому что запросов на стажировку приходит много.
Фото: orest.com.ua
О вдохновении, любви и отношениях
Пиарщик для артиста — это и бодигард, и скорая помощь. Ты можешь раствориться в человеке, особенно если ты горишь своим делом. Но, с другой стороны, от артиста должен быть фидбек. А еще — в некоторых моментах нужно разделять дружбу и работу. Это должна быть история о здоровых взаимоотношениях двух людей.
Чтобы создавать, нужно быть вдохновленным. Вдохновение — это для меня двигатель. Вдохновляюсь я по-разному. Это и PR-завтраки с моим отделом, и рабочие совещания по планам и проектам, путешествия и, конечно, мой сын Федор. Наш отдел придумал собственную традицию: раз в месяц (иногда чаще, иногда реже — зависит от загрузки) завтракать вместе в каком-то красивом и уютном месте. Например, первый такой завтрак был на крыше. Прекрасный вид на город и расслабленная обстановка, мы обсуждаем рабочие вопросы, креативим и затем просто болтаем по-девичьи. Это очень заряжает и мотивирует. Затем на такие встречи позвали коллег-журналистов и получили очень теплый фидбэк. Я и дальше планирую делать подобные завтраки с коллегами. Главное — успевать в нашем ритме.
Самый большой двигатель в профессии — это любовь. Если ты любишь свой проект, команду, сферу, в которой работаешь, то всегда приходишь в новый день с любовью. Он может быть разным: иногда с удачами, иногда — со сложными моментами и ненормированными графиками, но все равно это каждый твой любимый день.
Материал подготовила Виктория Теравская