20 сентября на IY Форуме Креативных Индустрий состоялась панельная дискуссия на тему: «Бизнес и творцы: тренды и деньги».
Экспертами на обсуждении выступили:
Александр Шевченко, пиар-директор компании «Биосфера», вице-мэр Киева Марина Хонда, Елена Зубарева – руководитель департамента корпоративных коммуникаций и устойчивого развития компании “Фармак”, Ирина Пронина – директор по персоналу и юридическим вопросам компании «Лантманнен Акса», Анфиса Синева – директор по маркетингу компании PrintStore Group, Дарья Мартыненко – руководитель проекта «Архитектурный хакатон» от hallway.pro. PR-эксперт компании АГРОМАТ. Модерировала дискуссию Оксана Тодорова – президент Ассоциации корпоративных медиа Украины.
Обсудили вопросы:
Как креатив способен увеличить медиа-резонанс и как эта составляющая увеличивает стоимость бренда? На какие креативные проекты украинские компании готовы выделять бюджеты? Какие компетенции являются определяющими для коммерческого успеха творцов? Участники дискуссии рассмотрели примеры корпоративных проектов, созданных в тандеме «бизнес-искусство» и постарались выяснить, какими компетенциями и атрибутами необходимо обладать творческому человеку для успешного позиционирования и получения заказов от компаний.
Рекомендации творцам от экспертов панельной дискуссии.
Александр Шевченко, PR директор компании “Биосфера: “Если исходить из того, что креатив – это полномасштабный инструмент коммуникаций, то мы просто обязаны использовать его для решения абсолютно конкретных задач и замерять эффективность. В случае «Биосферы» креативные решения в коммуникациях позволили нам выйти на один уровень медиарезонанса с мировыми гигантами FMCG и нарастить стоимость бренда в целом.
Причём мы задействовали креатив для общения со всеми своими целевыми группами.
К примеру, мы использовали плоггинг – пробежку по парку с пакетом для мусора – как инструмент вовлечения не только эко-активистов, но и обычных киевлян, днепрян и львовян, которые и так бегают по выходным, но с нашей подсказкой и помощью готовы делать это с пользой для планеты. Это полезно, это нестандартно, это привлекает внимание СМИ и в целом повышает узнаваемость компании как эко-ответственной ячейки сообщества.
Или пример другой ЦА: для новичков компании мы создали специальный welcome pack со скретч-картами, наклейками, чашками, ежедневниками и прочими забавными фишками. Ядром набора является красочная брошюра с AR-эффектом и подробным экскурсом в закулисье наших заводов, корпоративную жизнь, спецпроекты, традиции и ценности. Так мы с первого дня окунаем новичка в нашу корпоративную культуру и заряжаем его эмоциями на новый креатив.
Словом, креатив хорош тогда, когда он направлен на чётко определённую аудиторию, его эффект можно замерить (например, медиарезонансом или индексом лояльности). Ну, и креативный процесс должен приносить удовольствие всем: как реципиентам, так и тем, кто всё это выдумывает. Вдохновляет тот, кто вдохновлён”.
Елена Зубарева, руководитель департамента корпоративных коммуникаций и устойчивого развития “Фармак”: «Креатив – это синергия двух сторон. Заказчика и подрядчика. От того насколько вдохновлен подрядчик зависит конечный успех проекта.
Будущее – в креативе и коллаборации бизнеса. Совместно можно намного больше сделать и для гораздо большего количества людей. Поэтому креативная коллаборации – тема будущего».
Марина Хонда, вице-мэр Киева: «Креативный бизнес – партнёр городской власти в достижении целей развития Киева, например, привлечения туристов, организации ивентов. Мы вместе можем по-новому открыть миру Киев, стать одним из центров урбанистического туризма. Нам интересны креативные проекты, привлекающие туристов со всех стран мира. Верховная Рада внесла изменения в Закон о госслужбе, дала возможность брать 7% сотрудников по контракту. Возможно, у нас будет креативный директор? Без креативных коммуникаций уже сложно доносить информацию. Мы открыты для сотрудничества!»
Анфиса Синева, директор по маркетингу компании PrintStore Group: «Для того, чтобы сегодня привлечь внимание к своему товару или услуге, нужно не просто разработать, изготовить и выставить “на продажу”, а креативно преподнести. Можно придумать легенду о создании, найти еще не избитые ниши для продаж, а также творчески подойти к разработке упаковки и дополнительным “плюшкам” при продаже. Просто сделать качественно – уже мало, нужно візвать эмоцию у потенциального покупателя. Наша компания, со своей стороны, может и готова для вас придумать, разработать и произвести креативные упаковки, сувениры, подарки для вас и ваших клиентов. Мы поможем зарядить эмоциями и креативностью товар или услугу и тем самым увеличить отдачу и стоимость бренда! Не бойтесь креативить и мыслить не стандартно!»
Ирина Пронина, директор по персоналу и юридическим вопросам «Лантманнен Акса»: «Креатив має бути адресним і враховувати діяльність компаній: куди компанії рухаються, що пропонують споживачам. Ми як клієнти із задоволенням розглянули і імплементували би такий креатив. Пошук нових підходів і шляхів розвитку повністю вписується в наш принцип: запропонувати сьогодні більше і краще, ніж учора! Це наша основна мета, і креатив, творчі рішення для її реалізації дуже потрібні!»
Дарья Мартыненко, руководитель проекта «Архитектурный хакатон» от hallway.pro. PR-эксперт компании АГРОМАТ (2017-2019 гг.): «Творческий человек – это не обязательно человек творческой профессии – тот, кто поет, пишет картины или издает книги. Творческий человек – это тот, кто создает новое и меняет привычное. Он может работать и в отделе рекламы, и, например, разрабатывать IT-продукт для компании.
Мы в hallway.pro решили «подружить» бизнес и творчество. Для этого запустили проект «Архитектурный хакатон», где талантливые архитекторы/дизайнеры создают дизайн-концепты для реальных объектов сетевого бизнеса. Проект интересен тем, что несет ценность для каждого. Для архитекторов – это новые знания и потенциальные заказчики, для бизнеса – идеи и специалисты, которые могут их реализовать, для производителей – клиенты в лице архитекторов и бизнеса, для hallway – лояльные пользователи платформы. Мы хотим, чтобы заказчики, которые будут искать своего специалиста через наш сервис выбирали среди лучших. Именно поэтому мы даем архитекторам/дизайнерам те знания, которые способствуют усовершенствованию их профессиональных навыков.
Чтобы работать с бизнесом, нужно: понимать цели бизнеса; предлагать бизнесу продукт, который поможет достигнуть этих целей или решить конкретные задачи бизнеса; оттачивать презентационные навыки. Если вы приходите к бизнесу с предложением, вы должны уметь его продать. Не нужно ждать озарения. Креативность – это навык, который можно и нужно развивать.»
Оксана Тодорова, президент Ассоциации корпоративных медиа Украины: «Если вы хотите сотрудничать с корпоративным сегментом, найдите собственную нишу. Создайте свой стиль, подчерк, направление. Вам самим должно быть интересно то, чем вы занимаетесь. Чтобы стать заметным на рынке, создайте свой сайт и каналы коммуникаций в соцсетях. Описывайте результаты своего творчества на своих ресурсах. Совершенствуйтесь.
Диапазон идей, в которые бизнес вложил бюджет самый разнообразный. Вот лишь несколько примеров.
«Ощадбанк» напечатал календарь из серии фотографий «Плоды земли» легендарного фотохудожника Игоря Гайдая.
Crédit Agricole заказал частной мастерице на весенний праздник несколько сотен колье, выполненных в технике холодного фарфора.
Банк «ПУМБ» презентовал в корпоративном календаре свои услуги в виде популярных сказок.
«Донбасэнерго» создал креативный календарь с участием сотрудников «Форумула успеха», в котором рассказал о реальных людях и литературных персонажах, оказавших влияние на ход истории.
«Фармак» придумал новые сказочные образы своих сотрубников и представил каждый отдел компании в виде творческих команд – волшебников, спортсменов, исследователей и т.д.
«Нафтогаз» создал календарь о сферах экономики, которые дотируются государством.
«Киевстар» каждый год выпускает шейные платки с принтом, который разрабатывают украинские дизайнеры.
Банк «ПУМБ» издал книгу о винных регионах мира. Контент написал блогер, а книга издана банком для клиентов и партнеров.
Уделяйте внимание, инвестируйте время своей команды в социальные проекты. Примером такого проекта, который был реализован, как говорят юристы pro bono является разработка концепта для сайта Верховной Рады Украины диджитал-агентством NextPage.
В этих примерах вы видите подтверждение тезиса: «Успех приходит, когда вы занимаетесь любимым делом». Вы привлекаете интерес корпораций, когда виртуозно создаете качественный продукт, выходите за рамки шаблонного мышления, делаете больше, чем обещаете. Принимаете участие в развитии региона, страны. Способствуете решению острых социальных проблем.
Кейсов креативных решений на самом деле так много, что множество примеров мы в Ассоциации корпоративных медиа решили собрать в единый продукт и совсем скоро будет презентована книга «Енергія креативу. Банк ідей для бізнес-комунікацій».
Подытоживая обсуждение, можно пожелать творцам следующее. Постоянно развивайтесь, посещайте профессиональные события. Так вам будет понятнее, какие задачи бизнеса может решить ваша компания, что сейчас актуально, какие целевые аудитории есть у компании и каковы потребности этой аудитории. Изучайте, во что компании вкладывают бюджеты и чем вы можете быть им полезными. Интересуйтесь отраслевыми трендами и работайте с удовольствием. Будьте вовлеченными в социальные программы. Расширяйте связи. Принимайте участие в тендерах. Развивайте дополнительные навыки – селфпромо, пиар-продвижение, публичные выступления, переговоры.
Единых формул успеха не существует. Изобретайте свои механики. Производите ценные продукты, в которые бизнес будет готов вкладывать бюджеты для решения своих бизнес-задач. Будьте социально ответственными и проактивными.
* * *
Ассоциация корпоративных медиа Украины благодарит экспертов панельной дискуссии за вовлечение в обсуждение.
Благодарим команду творцов Форума креативных индустрий и лично Ирину Кузнецову, Константина Кузнецова, Карину Борзаковскую, Катю Сидорук за безупречную организацию события и потрясающую атмосферу креатива, инноваций и эстетики будущего.