Мы продолжаем публиковать ответы действующий и потенциальных спикеров Форума Креативных Индустрий на глобальные вопросы креативного сообщества и рекламно-маркетинговой отрасли.
Креативный дуэт Saatchi&Saatchi Ukraine в составе Креативного директора Кости Шнайдера и руководителя группі/копирайтера Сергея Белошицкого отвечает на вопросы об итогах 2018 года и перспективах на год 2019.
Костя Шнайдер
Сергей Белошицкий
Каковы основные итоги 2018 года в маркетингово-рекламной отрасли?
КШ: Рынок развивается. И этот год, наверное, первый за десяток лет, когда реклама в стране реально сделала шаг на качественно новый уровень. Хороших и конкурентных проектов в Украине стало больше, и соответственно, международных наград наших агентств. В этом году мы отлично поработали и привезли награды с Red Dot, Epica. Кроме того, клиенты стали более открытыми к нестандартным и смелым идеям, к применению крутых технологий. В этом году мы сделали чуточку безумный проект с брендом Sprite. Полностью автономный дрон нарисовал мурал в Киеве. Конечно, дроны и ранее использовались в рекламе (летали, доставляли, делали дрон-шоу), но кейс с муралом пока «вау» для украинского рынка. В том числе, с точки зрения арта. Не идеальное, но современное искусство. Сейчас активно идет проект для Coca-Cola, в котором MONATIK переосмыслил мировой хит «Свято наближається», а видео к этому треку вышло в дополненной реальности. Получилось очень празднично и хайпово.
Какое событие уходящего года в профессиональном сообществе мира и Украины вы можете назвать ключевым?
СБ: В мировой рекламе происходит много событий. Те же Канны радуют/огорчают/задают тренды из года в год. Но я хочу акцентировать на одном из крутейших запусков этого года для нас как для группы. Мы лончевали MARCEL – уникальную коммуникационную платформу на базе искусственного интеллекта. MARCEL, по сути, первый шаг на пути трансформации холдинга из компании в единую безграничную креативную платформу, в которой работают 80 тысяч сотрудников по всему миру.
Каковы тенденции развития маркетинговой отрасли по направлениям, исходя из результатов 2018 года?
СБ: Креативнее. Технологичнее. Быстрее. Социальнее. Лаконичнее.
Какие коммуникационные каналы выходят на первое место, а какие будут аутсайдерами в 2019 году и почему?
КШ: С развитием мобильного интернета меняются и интересы аудитории. Наши коллеги из Zenith постоянно делятся своими прогнозами насчет развития медиа и инвестициями в них. Судя по последним таким отчетам, диджитал продолжает наращивать обороты. Конечно, из-за этого немного проседают остальные медиа, но я уверен, что будущее в интеграции и синергии всех каналов коммуникации, чтобы вести потребителей к покупке. При этом, диджитал позволяет использовать разные фишки – чат-боты, голосовые менеджеры и, главное, таргетироваться на конкретных людей.
Назовите главные маркетинговые тренды 2019 года – в мире и в Украине.
КШ: Я уверен, что возрастет запрос на идеи и проекты, которые помогают решать проблемы общества и планеты, на социальные и инклюзивные проекты, на технологии в рекламе. Клиенту недостаточно рассказать историю своему потребителю, его надо удивить, зацепить, удержать внимание, вызвать эмоциональный отклик. И чем дальше развивается общество, тем это сложнее, а значит и интереснее делать. Это глобальный мировой запрос и нашему рынку придется с этим считаться.
Еще одним трендом является простота. В эпоху, когда поколение Z переключает внимание в среднем раз за 6 секунд, важно быть лаконичным во всем – от дизайна до сторителлинга.
В Украине развивается культура, музыка, искусство, появляются новые имена и звезды. Соответственно, активно набирает обороты реклама с участием селебретиз, как всеукраинского уровня, так и локальных интернет-звезд, лидеров мнений.
Насколько возрастет роль digital- направлений рекламы на рынке Украины? Понятно, что рост будет продолжаться, но станут ли цифровые рекламоносители «первыми и главными»?
СБ: ТВ продолжит доминирование, ведь, по-честному, если убрать крупные города, нам в целом далеко еще до цифровой страны. Ну и все зависит от целей коммуникации и на какую аудиторию будет направлен таргетинг в рекламной кампании.
В целом же, digital растет и набирает обороты. Ведь в сети есть все – начиная от развлекательного контента, заканчивая контентом для обучения и саморазвития. Посмотрите, как взлетело потребление социальных медиа из-за видео. YouTube – вторая поисковая система после Google в мире. Все смотрят stories. Молодое поколение обожает этот формат. С этим нужно считаться и учитывать в коммуникациях.
Какие инструменты и тактики могут увеличить эффективность коммуникации коммерческих брендов в 2019 году? Как может расшириться их инструментарий коммуникации за счет новых технологий?
СБ: Кастомизация и таргетинг сообщений, чтобы говорить с каждой микро-аудиторией на их языке. И тогда белый рекламный шум становится для них осмысленным.
Сейчас в мировом креативном сообществе идут довольно ожесточенные споры о приоритете технологического подхода в маркетинге над собственно креативным. Профессиональное сообщество разделяется на два непримиримых лагеря. Как вы считаете, уменьшится ли в будущем роль креатива в рекламе, уступив место новым технологиям? Проще говоря: идеи или технологии – за кем будет приоритет?
СБ: Все новые технологии изначально были идеями. Любое наше движение в жизни происходит от идеи. Креатив – вечен и будет актуален всегда, пока живет человечество. Получилось, конечно, немного пафосно, но это правда. Я считаю, что наоборот, с развитием технологий креатив обретает новое значение. Ведь теперь крутая рекламная идея с помощью технологического подхода может быть раскручена до нереальных масштабов. Скорее, иы можем говорить о новом уровне эффективности креатива благодаря технологиям.
В последнее время Искусственный интеллект занимает все более заметное место в самых разных отраслях. Маркетинг и реклама отнюдь не исключение, скорее, наоборот – является одним из лидеров этих революционных преобразований. Как вы считаете, приживется ли в Украине AI уже в 2019 году?
КШ: Украинский рынок не всегда поспевает за мировыми трендами, но благодаря технологиям этот разрыв с каждым годом уменьшается. Но я предполагаю, что это вопрос не следующего года, а 2-3-4-5-ти лет. Но вдруг, Rozetka решит создать свою Алексу в 2019 J
Все чаще слышны жалобы на серьезный кадровый голод на рекламно-маркетинговом рынке. Остро не хватает специалистов по многим направлениям, особенно тем, которые опять же связаны с новыми технологиями. Как вы лично оцениваете подготовку кадров в наших ВУЗах? Вырос ли уровень нового поколения специалистов? Или выпускников нужно дополнительно обучать, натаскивать?
КШ: Я бы смотрел на это с позитивной стороны. В рекламе сейчас работают лишь те, кто реально любит нашу отрасль и хочет, что-то делать. Теперь к нам идут не за хайпом или кэшем (спасибо ИТ), а по любви! И это прекрасно!
Вопросы задавал Алексей Фурман