В изменчивом ландшафте маркетинга сложно предугадать, какие методы найдут больше отклика у покупателей. Стоит маркетологам решить, что они хорошо знают свою аудиторию, как появляется какая-нибудь новая технология, модель поведения или даже совершенно новая аудитория и вновь переворачивает все с ног на голову.
Тем не менее, всегда полезно учитывать прошлогодние тенденции и следить за теми из них, которые повлияют на успех в наступающем году. Вот 10 маркетинговых тенденций, на которые стоит обратить внимание, вступая в 2019 год.
- Маркетинговая воронка сдвигается.
Нынешняя маркетинговая воронка глотает всех, оценивает их с точки зрения прибыльности и отбрасывает тех, кто были признаны бесполезными. Как написал в своей статье в «Forbes» Джон Холл: «Слишком много компаний воспринимает покупателей лишь как препятствие на пути к содержимому их кошельков; и когда эта цель оказывается достигнутой, покупатели чувствуют себя в лучшем случае ненужными, а в худшем – оскорбленными». Вместо того чтобы открывать маркетинговую воронку пошире, глотая всех подряд, компании в последнее время начинают эффективнее использовать контент, нацеливая его на нишевые аудитории.
Обращаясь в первую очередь к тем, кто может быть заинтересован в вашем бренде, вы не только добиваетесь лучшей окупаемости, но также экономите время, и можете рассчитывать на долгосрочную перспективу. Потребители не хотят, чтобы компании от них отмахивались, им нужны настоящие доверительные отношения с брендом.
- Контент решает всё.
В нынешних обстоятельствах контент решает всё. Всем и так понятно, что аудиторию нужно привлекать: вдохновлять, наводить на размышления, взбудоражить или растрогать.
Но недостаточно просто выложить перед людьми контент и ожидать, что те как-то отреагируют. Задача заключается в том, чтобы убедить их открыться перед вами и подтолкнуть их к взаимодействию. Контент, будь то статья или видео в социальных медиа, открывает двери для двусторонней коммуникации, которая очень важна для того, чтобы потребители доверяли вами и знали, что вы их цените.
- Чат-боты никуда не исчезнут.
Обслуживание покупателей важно, но не всем из них удобно обсуждать вопросы с живым человеком по телефону, и не у каждого найдется время для электронной переписки. Поэтому-то чат-боты так удобны. Эти маленькие ИИ-помощники, интегрированные в вебсайты, могут быстро отвечать на вопросы и выполнять заказы, не теряя при этом собственной индивидуальности.
Grand View Research прогнозирует, что мировой рынок чат-ботов к 2025 году достигнет 1,25 миллиардов долларов, демонстрируя ежегодный прирост в 24,3%. Так как 45% конечных пользователей предпочитает обращаться за помощью к чат-ботам, то, если у вас таковой имеется, у вас есть шанс завоевать расположение тех, кому нравиться общаться именно с этими программками.
- Искусственный интеллект набирает обороты.
Кстати, искусственному интеллекту отводится все более важная роль. Он позволяет эффективнее анализировать данные, быстрее находить потенциальных покупателей и выполнять работу, сложную для человека. Иногда он принимает форму сложных систем машинного обучения, но даже алгоритм Netflix, советующий, какой еще сериал стоит посмотреть, технически тоже является искусственным интеллектом.
ИИ может отслеживать предпочтения пользователей в реальном времени, чтобы помочь вам понять их манеру поведения. Конечно, в таком случае возникает закономерный вопрос: насколько это все этично? Так что если вы решите использовать ИИ таким образом, все же обращайте внимание на то, как реагируют на это потребители, и используют ли такой же подход ваши конкуренты.
- Люди обеспокоены защитой данных.
Каждая компания должна обеспечить данным надежную защиту. Даже если потребители не обращают на это особого внимания, нужна крайняя осторожность во всем, что касается их конфиденциальности, личных данных и финансовой истории. Впрочем, не каждая компания гарантирует ответственное обращение с данными, и это незамеченным не осталось. Сейчас, когда в Европе вступает в силу «Общий регламент по защите данных» (General Data Protection Regulation), все больше людей начинает интересоваться тем, как их данные используются компаниями.
Поговорите с пользователями о вашей системе защиты. Чем она выгодно отличается от других? В экономической обстановке, когда публика закономерно опасается хакерских атак, утечек и кражи информации, ее выбор будет сделан в пользу именно тех организаций, которые смогут предложить самую надежную защиту.
- О голосовом поиске говорят все чаще.
Согласно Search Engine Land, с помощью голосового интерфейса в 2017 году в США было совершено продаж на сумму 1,8 миллиардов долларов, и ожидается, что к 2022 году эта сумма вырастет до 40 миллиардов. Да, вам не показалось, целых сорок миллиардов! А это означает, что для игры на опережение браться за дело надо уже в 2019 году.
Голосовой поиск – гениальная технология. Кто же устоит перед возможностью просто сказать в ближайший смарт-микрофон «я хочу заказать школьные принадлежности»? Голосовой поиск не только упрощает поиск информации онлайн, избавляя от необходимости каждый раз доставать смартфон, но еще и позволяет сократить время, которое человеку приходится проводить, уткнувшись в экран. Так что на будущее позаботьтесь об оптимизации под голосовой поиск.
- Вертикальный видео-формат набирает популярность.
Все мы знаем, что видео необходимо. Раньше оно было лишь одним из аспектов маркетинговой деятельности, а теперь вам приходится разрабатывать отдельную стратегию для одного только видео-контента! Люди ежедневно просматривают бесчисленное количество часов видеоматериалов, а поисковая система YouTube по масштабу уступает лишь Google. Популярность видео будет оставаться на высоте, будь-то в Facebook, в Instagram или на какой-либо другой платформе.
Но мало кому нравится постоянно крутить и поворачивать свои мобильные устройства. Поэтому Instagram, которая в данный момент является одной из крупнейших соцсетей, в июне выпустила приложение IGTV, специально для просмотра видео в вертикальном формате. IGTV поддерживает работу с длинным контентом, что позволяет публиковать анимацию, демо-версии, интервью, кейсы, передавать виртуальную реальность и 360-градусное видео, транслировать потоковое видео и многое другое. Так что создавая стратегию для социальных медиа, не упускайте из виду возможности вертикального видео в IGTV.
- Пора обратить внимание на поколение Z.
Поколение Z постепенно взрослеет, его представители начинают работать, и у них появляется покупательная способность. Помните, как все маркетологи ломали головы, пытаясь понять поколение миллениалов? (И как это поколение обвиняли в том, что оно погубило все мыслимые и немыслимые отрасли индустрии, тогда как оно просто едва сводит концы с концами и ложь за версту чует). А теперь пришло время обратить взгляды на поколение Z.
Грести под одну гребенку целое поколение, младше которого сейчас только поколение альфа, сложно. Но несколько общих моментов все же стоит упомянуть: его представители во всем ищут аутентичность и предпочитают компании с социальной миссией. Они растут в страшном мире в условиях экономического кризиса, так что неудивительно, что им скорее понравятся компании, которые пытаются сделать мир лучше.
- Визуальный поиск продолжает развиваться.
Какой еще есть популярный вид поиска, помимо голосового? Конечно визуальный. Google уже давно предлагает возможность поиска по картинке, а новейшие камеры позволяют сфотографировать какой угодно реальный объект и найти о нем информацию.
Еще в феврале платформа Pinterest ввела функцию «Объектив», и, как показывает статистика, пользователи с ее помощью ежемесячно генерируют более 600 миллионов поисковых запросов. Чтобы реализовать весь потенциал поиска по картинке, не забывайте о Pinterest, разрабатывая свою маркетинговую стратегию, и оптимизируйте для поиска те изображения, которые вы выкладываете у себя на сайте и в соцсетях.
- Кого считать лидерами мнений?
Маркетинг лидеров мнений – классическая стратегия в социальных медиа, но нас ждут перемены относительно того, кого считать лидерами мнений. Раньше компании полагались на знаменитостей, ожидая, что те убедят людей покупать те или иные продукты. Сейчас, однако, потребители больше склонны доверять таким же людям, как они сами.
Компания Iceland, продающая замороженные продукты питания, например, недавно вместо знаменитостей задействовала в маркетинге «обычных людей» (микро-лидеров), потому что их покупатели, в данном случае – мамы, доверяли другим мамам больше, чем уверениям брендов и так называемых экспертов. Так что в грядущем году учитывайте при составлении стратегии, кто ваша целевая аудитория и кому они скорее поверят.
Маркетинг становится все сложнее, так что маркетологам стоит пристально следить за новейшими технологиями, методами и тенденциями.
Об авторе
Дип Патель, автор книги «Притча о разносчике газет: 11 принципов успеха»
Перевод: Ольга Алита
Заглавная иллюстрация: https://ua.depositphotos.com/