Режиссер Владимир Лерт родился в Латвии, а в конце девяностых иммигрировал в США. Там он окончил университет в Санта Барбаре и стал активно работать на голливудских съемочных площадках. Владимир принимал участие в съемках более 200 кинолент, среди них такие как «Хороший парень» Стивена Содерберга или «9/11» Оливера Стоуна.
Сегодня Владимир Лерт снимает кино международного уровня в Украине. Фильм «Мир вашему дому» был был высоко оценен жюри американской кинопремии «Золотой Глобус». Сейчас Владимир Лерт занимается уникальным для Украины проектом «Bitcoin Movie», который планирует снять за криптовалюту. О своем новом проекте и неизменном режиссерском кредо Владимир рассказал в блиц-интервью Creativity.ua.
Какая самая творческая часть в процессе постановки фильма: работа над сценарием, собственно съемки или работа за условным монтажным столом?
Говорят, кино пишется три раза: сначала это на уровне бумаги, затем все переписывается на съемках и в финале на монтажном столе. Лично для меня самая творческая часть находится в создании замысла. Хотя не буду лукавить, меня все этапы создания фильма по-своему захватывают. Эти творческие части, как времена года, и каждая из имеет свои прелести.
Насколько важен для вас как для режиссера хороший сценарий?
«Учитель драматургии» Роберт Макки шутит, что только дураки снимают хорошие сценарии, гении же снимают офигительные. Сценарий — это основа будущего фильма. Какими качествами должен обладать хороший сценарист? Прежде всего этому человеку должны быть интересны люди и их отношения между собой. Базовые знания актерской профессии, психологии, журналистики тоже не повредят. И, конечно, огромное желание изменить мир к лучшему.
Назовите примеры фильмов, где секрет успеха состоит именно в хорошем сценарии?
«Матрица», «Рокки», «Золушка»… Да практически любой успешный фильм! Сценарий — это и есть фильм. Не следует отделять одно от другого. Говоря языком современного IT-мира, это как бы программный код (на английском языке скрипт), шифр будущего кино. И от того, насколько удачно и грамотно прописан этот скрипт, напрямую зависит качество будущего фильма.
Говоря языком современного IT-мира, сценарий — это как бы программный код, шифр будущего кино
Считается, что для того, чтобы снять свой фильм, режиссер должен натренировать насмотренность. Как вы сами тренируете эту мышцу, чьими работами вдохновляетесь?
Насмотренность — это самое простое. Сиди на диване и смотри. Раньше смотрел по четыре фильма в день. Сейчас гораздо меньше. Не думаю, что это самое важное. Все фильмы все равно не пересмотришь. Необходимо, конечно, пересмотреть классику кинематографа, чтобы знать все лучшее, что было сделано до тебя.
Известно, что вдохновение может прийти в очень странных и неожиданных местах. В каком максимально странном и неожиданном месте вас посетила муза?
В основном, я пишу в кафешках, на прогулках и в ванной. Но, если честно, я не очень верю вдохновению, на него нельзя рассчитывать. И уж тем более на музу.
Должен ли актер на съемочной площадке быть креативной личностью, творчески переосмысливать свою роль? Или ему достаточно в точности выполнять указания режиссера?
К тому моменту, когда актер попадает на съемочную площадку, они с режиссером, как правило, уже обо всем договорились — если речь идет о хорошем кино. Я смотрю на работу с актером как на совместный поиск, а не раздачу указаний. Одна из главных задач режиссера — помогать актеру сделать роль.
Кино считается самой перспективной из креативных индустрий. Ваш проект съемок фильма о поиске биткоинов, который вы собираетесь ставить на донаты в тех же биткоинах, – это, по вашему мнению, самый перспективный путь монетизации творческого процесса? Ведь точно так же можно финансировать новую книгу, новый музыкальный альбом (в любом жанре), открытие нового музея — любой культурный объект.
Краудфандинг — это новая творческая свобода. Теперь, если людям нравится проект, вполне возможно собрать на него бюджет.
А как вы оцениваете степень риска для донатора выбросить свои деньги (биткоины) впустую? Ведь культурный продукт в итоге может реально разочаровать: фильм окажется бездарным, книга — скучной, музыка — пошлой…
В риске и состоит вся прелесть. Это своего рода игра. Никто не знает, что в итоге получится. Я думаю, следует ставить на авторов, а не на проект. Важна сама попытка сделать что-то прекрасное. Если говорить конкретно о «Bitcoin Movie», то мы очень тщательно подходим к процессу создания фильма, чтобы потом всех приятно удивить.
Как вы планируете убедить потенциальных донаторов раскошелиться (разбиткоиниться?)? Вы, конечно же, уверены в высоком качестве того, что вы снимаете. Но как передать вашу уверенность другим?
Это невозможно. В этом и есть риск. Он неизбежен и в этом весь кайф. Тот, кто рискнет, — узнает.
Вы хорошо знакомы с процессом кинопроизводства в Голливуде. Есть ли там проекты, подобные вашим? Как там решается проблема краудфандинга на новый фильм?
Да, есть, и их великое множество. Режиссер выходит к людям через краудфандинг-площадки, рассказывает о проекте и пытается собрать на него бюджет. Таким способом профинансировано огромное количество проектов. Я даже все не вспомню, нужно смотреть в интернете.
Что бы вы посоветовали вашим молодым начинающим коллегам. Полезные и вредные советы от Владимира Лерта?
Вредных советов и без меня достаточно. А полезный один: снимайте интересные истории.
Снимайте интересные истории
Традиционный финальный вопрос — о творческих планах. Фильм какого жанра и с какой фабулой вы мечтаете снять?
На данный момент все мои творческие силы сконцентрированы на «Bitcoin Movie». Его-то я и мечтаю снять. Кстати, вы тоже можете следить за проектом на сайте.
Вопросы задавал Алексей Фурман
Читайте также интервью с главным режиссером иммерсивного театра uzahvati Полиной Бараниченко. В первой части интервью Полина рассказывает об особенностях и принципах иммерсивного театра и о театре как креативной сфере. Во второй части — о взаимоотношениях театра с обществом и государством, а также о влиянии новых технологий на развитие театрального искусства.