Театр сегодня: абсурд или элитарное искусство

Какие вызовы стоят перед театром сегодня? Попытки эпатировать публику – это абсурд и хайп или современное искусство? Быть или не быть украинской театральной культуре? Об этом в эфире CELEBRITY MARKETING live #6 Анна Мищенко поговорила с продюсером, режиссером, директором и художественным руководителем театра «Актер», экс-кандидатом на пост министра культуры Украины — Славой Жылой

Весь эфир в доступе по ссылке, а ниже мы публикуем основные тезисы бизнес-тока. 

CELEBRITY MARKETING live

Человек по своей сути одинок. Покупая билет в театр, он не просто занимает место в зрительном зале — реальном или виртуальном, он получает диалог, в котором нуждается. 

Театр — это место, где при помощи исполнительского искусства, художественных образов передается идея, задача, поднимается тема и ряд вопросов. Все вместе — это синтетическое, полифункциональное искусство, задача которого — тронуть зрителя. И если вас представление не оставляет равнодушным, это можно называть театром. 

Сегодня все больше эксплуатируется тренд на современное искусство, тематика — суч-арт.

Энди Уорхол, Дали, Бэнкси — это искусство на грани маркетинга и поп-арта. Даже больше — это попса. Но ничего плохого в популярном искусстве нет.

Театр — это элитарное популярное искусство, ведь все мы хотим видеть полные залы. Мы занимаемся просветительской деятельностью, несем идеологию и, конечно же, занимаемся маркетингом. В данном случае, реклама, эпатаж — это инструменты, которые позволяют нам достучаться до зрителя. 

Зачем выбирать одну стилизацию? Можно одновременно заниматься классическими и неклассическими эпатажными современными постановками. Государственный театр дает мандат на реализацию потреб и идей художника. В «Актер» может прийти и ребенок, и пенсионер, и искушенный театрал, и хипстер. Каждый обнаружит в репертуаре что-то для себя. 

Театр может быть общедоступный. Он способен удовлетворять потребности зрителя, давать ему возможность стать частью искусства. Четыре года назад мы создали театральную студию «Сверхзадача», где каждый от мала до велика может примерить на себя роль артиста. Кроме того, в театре «Актер» множество спектаклей, в которых задействован зритель. 

В нашей стране государство не рассматривает театр и культуру как часть идеологии. Хотя, мне кажется, это очень недооцененная сфера. Только сейчас политика и бизнес начинают диалог с искусством. Гарик Корогодский, Александр Меламуд — те люди, которых я впервые выводил на сцену в спектаклях. У меня были попытки собрать политикум и бизнес и вывести их в проекте «Вишневый сад». Но топы жутко неорганизованные люди, а театр — это тотальная диктатура. 

С актерами договоров нет. Они ведут себя как хотят. Вчера мне написала девушка, которая предварительно подтверждала даты спектакля, что карантин на нее сильно повлиял и она больше не будет выходить на сцену. Вот так просто, в переписке. 

Слава Жыла
Слава Жыла

Государственный театр — это по сути государство в миниатюре. Или, если перефразировать, какое государство — такой и современный театр. 

Театр не защищает ничьи интересы. Он просто дает возможность свободно высказываться художнику. В советское время в каждом театре в обойме репертуара имелось что-то о соцреализме, линии партии. Сейчас такого нет. Везде – либерализм. Я жду, когда уже, наконец, придет тот, кто введет цензуру. Тогда мы дружно начнём с этим бороться и театр снова станет суперактуальным. 

Когда артист связывает свою жизнь с театром, он соглашается на зависимость и своего рода подчинение. Представьте, что я не режиссер, а директор аэропорта. Мне звонит главный инженер и говорит, что он опаздывает, пожалуй, приедет в другое время, через час-два. А у меня задача вовремя отправить самолеты в разные части мира. Я не могу ждать. Так и здесь – я должен вывести всех актеров дружно на сцену, дать зрителю то, за что он заплатил деньги, перевезти его в страну искусства.  

1 апреля мы представили первый ZOOM-спектакль (аналогов я не знаю) «Мегеры». Мы вывели Алексея Вертинского и Артема Емцова из своих квартир, и они вдвоем сыграли. Спектакль посмотрели 30 тысяч человек, у меня было 4 тысячи репостов. Очень переживал, но проснулся знаменитым. 

«Мистер Баттерфляй» — это история про дегуманизированное общество. Про то, как человека пытаются вытеснить из системы, не дать ему возможности принимать решения, манипулируют и всегда как-то закручивают. Я говорю об этом, чтобы поднять эту проблему. Сегодня нас по сути арестовали на карантине под нашим чутким содействием. Я не сторонник теорий заговора, но мне кажется, что посадить нас всех дома под действием социальных сетей и СМИ — это шикарная история!

В любой пьесе есть исходное событие, которое лежит за рамками сюжета. Поэтому о скандале со спектаклем «Мистер Баттерфляй», премьера которого состоится 16 июня, я бы хотел рассказать сначала. Предтечей всему есть то, что я решил сделать гейминифицированный казуальный спектакль в ZOOM, состоящий из множества элементов. Анимация, актерская игра в лайве, голосование зрителем по ходу дела итд. В спектакле есть эпизоды, которые мы должны предварительно зафиксировать на камеру. Так как на меня подписано множество артистов, я написал пост о поиске актеров для сцен 18+. Всем заинтересованным я сбрасывал готовое сообщение следующего содержания: «Облизать фаллоимитатор — 500 грн, обнажить грудь — 1000 грн, имитировать секс — 1000 грн». Хотелось бы уточнить, что для театра — это обычные гонорары, а во время карантина, когда многие остались совсем без дохода, и вовсе реальная возможность заработать. Актер может согласиться или нет – дело каждого. Кроме того, так как госпожа Супрун меня обвинила в сексизме, хочу уточнить, что секс у меня в спектакле классический, так что парень там тоже будет. 

Скрин переписки попал к Оксане Черкашиной, которая прежде выходила в спектакле «Психоз» на сцену театра «Актер» в проекте British Council (лауреат фестиваля Taking the Stage) со страпоном и имитировала секс. Было интересно! И она возмутилась, оскорбилась, написала об этом пост, в котором тегнула Национальную полицию, Департамент культуры, Порошенко, Супрун. 25-30 друзей Черкашиной даже создали страницу «Насилля в театрі», куда уже подписались 300-400 человек! В какой-то момент на официальной странице Супрун появился пост, судя по всему, подготовленный смм-щиком, который не сильно вникал в вопрос, с посылом, будто я предлагал Черкашиной заниматься черти чем. 

Важно увидеть проблему, назвать ее. Но если я скажу, что вся вода мира в одной бутылке — вряд ли это будет объективно. Каждый думающий человек захочет увидеть две стороны конфликта. А все, что происходит вокруг этого скандала — не более чем буллинг, срач в мою сторону, хайп, который перебил интервью Гордона и Гиркина, пресс-конференцию Зеленского и туи на Крещатике. А ведь спектакль еще даже не вышел! 

Объективация за гранью искусства. А где эта грань — каждый определяет для себя сам. 

Когда через дорогу война, мы настолько обростаем броней, что достучаться до нас — крайне сложно. 

У каждого театра есть свое позиционирование. Приходишь в Дикий театр и сразу знаешь, что сейчас на сцене будет провокация. 

Анна Мищенко
Анна Мищенко

Вы приходите в театр, чтобы постигать изнутри. Я пришел на спектакль «Тато, ти мене любив?» в театр Золотые ворота. Он — об отношениях отца и сына. Знаете, я воспитывался в полноценной семье. Я смотрю на сцену — спектакль как спектакль. А справа мальчик плачет, сзади женщина вытирает слезы. Каждый из нас видит в происходящем что-то свое. Поэтому я никогда не скажу, что театры находятся в конкуренции. 

В моем случае, я действую интуитивно. Мне хотелось поднять еврейскую тематику, я долго искать подходящую пьесу. А в процессе обнаружил у себя корни, прямое наследство по бабушке со стороны мамы. В ближайшее время мы покажем спектакль, режиссером которого стал Игорь Белец. Это мистическая драма, абсолютно откровенная в еврейской культуре. 

Театральная культура — часть общества, его зеркало, в какой-то степени. Сейчас существует отсутствие сплоченности. Говорят, что театр — это террариум единомышленников. А может быть на деле даже не единомышленников. Хотя у нас всех есть общая цель — сделать театр модным, привлечь зрителя. Но для этого нужно договариваться. 

В основном, театры в Украине государственные. Они сидят на игле бюджетных денег и занимаются самореализацией, ведь перед ними нет задачи выполнить план, популяризировать искусство. У нас совсем мало хороших менеджеров в сфере культуры. 

Театр — интерсубъективное искусство. Я очень много путешествую и всегда стараюсь попасть в театр. Не важно, на каком языке спектакль. В каждой стране он мне понятен. 

Я был в Нью-Йорке на представлении Sleep No More. Это гениально, сложно передать словами. Выстояв в огромной очереди, получаешь маску, сливаешься с публикой. Перед зрителями разыгрывают классическую пьесу, которая переходит в рапид. Все безумно красиво! После актеры высыпают в зал, начинают кружить с людьми, уводят в разные комнаты. Где-то страшно, где-то безумно, где-то интеллигентно и красиво. Это то, что надо обязательно увидеть, заранее купив билет. 

Когда-то у меня была программа на Bit.ua «Почему собаки не ходят в театр?». Ответ у меня есть. Потому что у них не работают мозги. А у человека разумного серое вещество болит, когда он видит изобразительное, сценическое или любое другое искусство. Поэтому я считаю, что с самого детства нужно приучать детей ко взрослому искусству.  

Театр — это элитарное искусство. 3-5% населения всего мира посещают спектакли. Господа, вы можете стать частью элиты! 


Читайте также:

Какое будущее ждет блогерство? Почему Tik-Tok захватывает онлайн-рынок? Сколько зарабатывают и тратят блоггеры на разных социальных сетях? Об этом в эфире онлайн-программы CELEBRITY MARKETING live Анна Мищенко поговорила с Андреем Шатыркосоздателем SHATYRKO AGENCY. 

Напомним, CELEBRITY MARKETING live– онлайн-проект о коллаборации инфлюенсеров и брендов. Эксперт Анна Мищенко, у которой на счету кейсы ONUKA & Syoss, O’Torvald & KIA, O’Torvald & AXE, KAZKA & Fizy, Элина Свитолина & Моршинская и др., с коллегами обсуждает успешные и провальные стратегии, последние тенденции и незыблемые основы. Эфиры выходят каждую пятницу в 16:00 на YouTube канале CELEBRITY MARKETING live и ресурсах Kyiv Music Days. 

Теги:

ТОБІ СПОДОБАЄТЬСЯ

Lions Live: речниця Bacardi радить шукати суперфанатів і деконструює фокус-групи

Компанія Bacardi останнім часом почала орієнтуватися на ті 10% аудиторії, які є її суперфанатами, а не на 90% людей, які становлять основну масу покупців.

Олесь Манюк та Дем’ян Ом про філософію бізнесу та культуру

Існує таке поняття, як світ VUCA. Ця абревіатура англійською розшифровується як: «volatility», «uncertainty», «complexity» та «ambiguity», а перекладається, як «мінливість», ...

Підсумки першого дня Lions Live від Ани Анджелік, однієї з найвпливовіших CMO світу

Підсумки першого дня Lions Live було підведено Аною Анджелік, яка назвала п’ять ключових інсайтів, які варто винести для себе з понеділкових сесій Lions Live.

Філософський Сад

Проєкт «Філософський Сад» відкриває доступ до серії подкастів та лонгрідів про культуру

Кожен подкаст і лонгрід проєкту «Філософський Сад» — це бесіда і пошук відповіді на запитання: «Якою мовою люди мистецтва говорять ...

Чому звукові логотипи почали дратувати людей під час карантину (і що з цим робити)

Студія аудіобрендингу Man Made Music спробувала з’ясувати, як саме пандемія змінила ставлення до брендів, і, зокрема, як вплинули на це звукові логотипи.

«Європейські можливості для українського кіно»: серія вебінарів «Креативної Європи»

Цієї осені Національне бюро програми ЄС «Креативна Європа» в Україні в партнерстві з Ukrainian Film School та Держкіно України організовує ...