Театр — не просто способ проведения досуга. Он — еще и возможность для зрителя перезарядиться, оторваться от гаджетов. Услышать тишину, в конце концов. О театре и жизни в нем можно говорить вечно. Да и существовать он, кажется, будет вечно. Все когда-нибудь заканчивается: отдельные виды искусства также имеют свой закат. Но почему-то верится, что театр такая участь не постигнет.
Еще со времен древнего Рима люди полюбили наблюдать за игрой других. Сейчас, в технологическую эпоху, когда мир пресыщен развлечениями, мы с тем же интересом смотрим представления в полутемных залах, где лучи прожекторов убаюкивают танцующие в воздухе пылинки, а пол поскрипывает под тяжестью времени.
Владимир Петренко — художественный руководитель Днепровского театра «Верим!» и заслуженный деятель искусств Украины. А также режиссер, который создает театр одновременно внутри и снаружи себя. Казалось бы, Владимир Петренко и Демьян Ом представляют два совершенно разных мира. Один — создает театр, а другой приходит туда в качестве зрителя, искать ответы на свои вопросы.
За какими эмоциями люди приходят на спектакли и постановки? На этот и другие вопросы Демьян и Владимир искали ответы в проекте «Философский Сад». Кратко — читайте «Тезисы»**, а подробнее — слушайте подкаст.
О театре
Постановщик спектакля какое-то время отражает текст, который изучает. С Чеховым он бывает одним, с Островским — другим, с Лесей Украинкой — третьим. Это делает театр притягательным для зрителей.
В городах, где театрального искусства много, оно «вкусное» и разнообразное, режиссеру можно просто получать удовольствие, быть художником. Однако в местах с неразвитой сценой приходится думать в первую очередь о зрителе. Здесь нужно сделать так, чтобы уже с третей-пятой минуты действо на сцене полностью приковывало к себе внимание публики. Зритель в театре — главное действующее лицо.
Театр, в отличие от кино, дает возможность физически чувствовать происходящее на сцене. К примеру, можно услышать, как дышит актер. Временами это дыхание создает совершенно особенную атмосферу в зале. Хотя в обычной жизни мы также можем слушать и слышать, как дышат окружающие, такого эффекта не будет.
Демьян Ом
Тишина зала бывает разной. Иногда это — тишина интереса, а иногда — тишина уныния. Тишина — столь важный инструмент для актера, что самое страшное оружие недовольного зрителя, кроме выхода из зала во время действа, — это кашель. На самом деле, каждый человек в театре — актер, и у зрителя также есть своя роль. Зритель, который понимает, какой властью обладает в театре, будет стремиться испытывать это чувство снова и снова.
О цели театра
Театральное искусство призвано образовывать людей, влиять на них (в хорошем смысле этого слова). Можно даже сказать, что первейшей миссией театра является просветительство. Опять же, в столицах или в городах, где залы заполнены, создаются так называемые лаборатории. В таких театрах популярны эксперименты и импровизации.
Когда же пространства для маневра мало, в приоритете — качество действа.
Театру не нужно соперничать с газетой, интернетом и телевизором. Утром в газете, вечером в куплете — это не о театральном искусстве, во всяком случае, не о драматическом. Пока готовится спектакль, интерес к теме может рассеяться. Поэтому необходимо поднимать такие темы, интерес к которым не угаснет никогда.
Тут мы обращаемся к философии. Науке, согласно которой строится действо на сцене. Ведь задание постановщика пьесы — исследовать литературный текст и выудить из него нечто цепляющее за живое. А потом, с помощью большой команды людей, передать это своим профессиональным языком — зрителю.
На репетициях мы очень часто говорим друг другу: «Пусть во время спектакля получится хуже, но то, что мы сделали сегодня, — здорово!». Может, в следующий раз будет по-другому, зато мы получили кайф от результата.
Владимир Петренко
Про обучение
Сегодня философия вновь обретает популярность. Все больше людей обращаются к ней, чтобы активизировать навыки мышления.
Как реализуется философия? Через лектории с вопросами-ответами, прослушивание лекций и написание эссе. Через саморефлексию и, разумеется, театр.
Любой качественный художественный текст — всегда философский. Откровенно говоря, искусство становится истинным в тот момент, когда творческий человек начинает искать ответы через собственное творчество. Художник рисует ответы на холсте, автор записывает их на бумаге. Созданное ими обретает художественную форму, в сюжетах появляется философия. В такой форме она наиболее легкоусвояемая и понятная для общества.
В поисках ответа
Нынешнее время диктует свои правила. Человек находится под непосильным давлением огромных массивов информации. Это приводит к тому, что люди перестают читать длинные тексты, а искусство начинают воспринимать сквозь призму дигитализации.
Загвоздка состоит в том, что, если человек не делает паузы, пауза рано или поздно «сделает» человека. Это неизбежный процесс. Поэтому так необходимо вовремя остановиться, наконец-то выключить свой внутренний таймер и послушать тишину. Молча посидеть на берегу моря или реки, никуда не спешить. Сегодня это — роскошь, а на фоне современного темпа жизни — даже странность.
Именно эту роскошь на грани странности, обходя предрассудки и условности, дарит искусство. Оно остается той точкой вне времени и пространства, в которой выключается личный секундомер и начинает звучать вечность.
[с]
Больше об эволюции мышления, культуре и развитии украинского искусства, о театре и жизни в нем слушайте в этом выпуске подкаста «Философский Сад» — по этой ссылке.
Также этот текст доступен на украинском языке по этой ссылке.
Все материалы проекта «Философский Сад» — лонгриды и подкасты — доступны тут.
*Партнерский материал
**«Тезисы» — это впечатления наших редакторов после прослушивания подкаста. Это синтез смыслов, кристаллизированных из беседы двух людей. Попытка показать смысловые, сущностные акценты. В коротком тексте. «Тезисы» — это не цитаты, а авторские высказывания редакторов, написанные как общее впечатление от разговора. «Тезисы» отвечают на вопросы «ЗАЧЕМ говорили?» и «КАКИХ ТЕМ КАСАЛИСЬ эти люди?», подкасты — на вопросы «ЧТО в точности говорили?», «КАК именно говорили?».
***Познакомиться с людьми, которые работают над проектом, можно здесь. Благодарим за неравнодушие и частичную поддержку проекта программу «Культурная Столица» Днепра i программу развития местного самоуправления и освещения деятельности Днепровского городского совета.
«Философский Сад» прямо сейчас получил продолжение — идет краудфандинг на английскую версию «Тезисов» для публикации на европейских платформах. Мы хотим, чтобы голоса украинских мыслителей зазвучали на международном рынке культурных и креативных индустрий.
Многие герои «Философского Сада» стали приглашенными тьюторами Открытого Университета U — новых программ по философии, дизайну, проектного менеджмента для культурных и креативных индустрий.