О внутренней кухне фестиваля популярной культуры Comic Con Ukraine, судебных разбирательствах и других сложностях, а также о проблеме восприятия темы комиксов и косплея в Украине рассказывают Аркадий Медведев и Артем Прядка.
О Comic Con Ukraine: миссия и цель проекта
Comic Con Ukraine — это фестиваль, который объединяет в себе все субкультуры. Сюда мы относим косплей, комиксы, компьютерные и настольные игры, ролево-полевые игры, кино, снятые по комиксам, и так далее. Главная миссия фестиваля — популяризация популярной культуры. Того, что еще недавно воспринималось как «для детей». Мы хотим донести до людей, что это не только для детей — это для всех. Потому что костяк целевой аудитории, которая приходит к нам на Comic Con Ukraine, — это люди возрастом от 20 до 35 лет.
Это цель внутри страны. Цель снаружи — чтобы об Украине узнало больше людей. Мы хотим привозить в Украину знаменитостей, которые потом рассказывают, как здесь классно. И у нас уже это получается. Например, актер Дэнни Трехо, который приезжал в этом году, о нас уже знал, потому что актер Брайан Декарт, которого мы привозили в прошлом году, рассказал ему, как у нас было круто.
О проблеме восприятия темы комиксов и косплея
В Украине есть проблема: комиксы и косплей воспринимается, как что-то для детей, «книжки с картинками». При том, что в мире есть комикс, который в 80-х годах получил Пулитцеровскую премию. Это книга под названием Mouse, в которой рассказывается о Второй мировой войне, когда СССР вместе с нацисткой Германией поделило Польшу на две части. Автор описывает историю своих родителей-евреев во время Холокоста, изобразив евреев мышами, нацистов котами, американцев собаками, поляков свиньями. Это на самом деле тяжелая книга. И если бы автор не изобразил все в виде антропоморфных животных, ее трудно было бы читать.
Есть комиксы на остро-социальные темы. Например, комикс под названием «Запретный плод», рассказывает о женском взрослении и о том, что говорить о менструации — это нормально. Этот комикс — отличный пример того, как наше общество реагирует на подобные темы. Релиз комикса с достаточно провокационной обложкой вызвал волну негодования (помимо, конечно, и позитивных отзывов), когда люди писали в ФБ: «Что вы себе позволяете, это нельзя публиковать!». И в большинстве своем такие комментарии писала женская аудитория.
После проведения фестиваля мы снова столкнулись с тем, как через наши СМИ воспринимается тема комиксов. Мы занимаемся организацией аниме-фестивалей с 2008 года, и таких сюжетов у нас была масса, когда СМИ из пальца высасывают проблему. Это показывает то, что человек в вопросе не разбирается. В случае с ТСН мы узнали, что таким образом они хотели привлечь внимание к психологическим проблемам у подростков, в частности к суицидам. Но нужно понимать, что эти проблемы не связаны с тем, что подросток смотрит аниме и потом совершает суицид. Здесь уже вопрос к родителям, школе, образу жизни. Это проблема в том, что человека где-то как-то не понимают и он каким-то образом ищет выход. А чем он при этом занимается — это его выбор, он может играть в футбол, заниматься боксом и так далее. И может быть такое, что человек при этом режет себе руки.
Особенности выбора и приглашения звездных гостей
Сначала каждый участник нашей команды предлагает свой список актеров, которых, по его мнению, стоит привезти и который вызовет резонанс. Потом мы убираем имена, которые повторяются. Оставшихся мы приглашаем через их агентов, получаем (от некоторых не получаем) ответы с прайсом, собираем эту информацию и считаем, кого нам по карману привезти.
Конечно, есть крутые нишевые актеры, которых мы и хотели бы привезти, но понимаем, что на него придет от силы 10 человек. А нам надо эту всю историю как-то монетизировать. Автографами и фото монетизировать это в Украине невозможно, чтобы отбить свой приезд, актеру нужно дать 5000 автографов. В США, к примеру, 1 автограф Кристофера Ллойда стоит $100, 1 фото с ним – $100. В Украине мы не можем выставить такую цену, поэтому мы ставили 800 грн за фото и 600 грн за автограф.
Еще проблема в том, что подобные мероприятия становятся популярными в странах Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Катар и так далее). У них экономика другая и денег, понятное дело, больше. Поэтому они могут позволить себе заплатить Бену Аффлеку $1,2 млн за то, что он прилетит на час поговорить о бизнесе. Ясно, что после такого некоторые актеры выставляют такие ценники, что ты понимаешь: чтобы отбить приезд этого актера, тебе надо ставить цену за вход минимум 2000 грн. Кто к нам захочет прийти за такие деньги?
О поиске и сотрудничестве со спонсорами
У нас не было опыта по привлечению спонсоров. Мы раньше делали мероприятия на подобную тематику, но они по масштабу были намного меньше. Тогда мы не привлекали спонсоров, все делали своими силами.
Поэтому в прошлом году, когда дошло дело до поиска партнеров, мы пошли сначала к кинодистрибьюторам и технологическим компаниям. В прошлом году с нами сотрудничали те, кто и так знал, что такое Comic Con. В этом году список партнеров пополнился компаниями, которые от этой темы далеки, плюс подтянулись те, с которыми нам не удалось поработать в прошлом году.
Спонсорам мы предлагаем различные пакеты: минимальный и максимальный. Минимальный пакет включает небольшую площадь, где ты можешь разместить свою зону, плюс пост в интернете. Максимальный — все то же самое плюс другие проявления по типу размещения логотипа на всех вижуалах или призах фестиваля, размещения на входе, на главной сцене, ротация роликов на главном экране, брендирование одной из зон или сцен.
Самое интересное то, что стандартные пакеты никому не интересны. В процессе общения с потенциальными партнерами мы уже индивидуально собирали проявления для них. Они сами говорили, какие проявления им интересны, а какие нет.
О судебных разбирательствах с Kyiv Comic Con
В прошлом году во время подготовки первого Comic Con Ukraine мы узнали, что на нас подали в суд. Kyiv Comic Con утверждал, что нам нельзя использовать словосочетание comic con. Чтобы было понятно, то comic con — это сокращенно от comiсs convention. Это как рок-фестиваль, кинофестиваль, кинопоказ, киномарафон и так далее. Представьте себе, чтобы Atlas Weekend и UPark судились между собой за право называться фестивалем. Понятно, что дело мы выиграли. Но из-за этой ситуации некоторые потенциальные спонсоры взяли паузу, а кто-то и вовсе отказался с нами сотрудничать.
Когда мы решали эту проблему, то нашли информацию, что кто-то в Украине зарегистрировал словосочетание Open Air как торговый знак для проведения ивентов. То есть если какой-то фестиваль скажет, что он Open Air или использует это словосочетание в своем названии, ему может прийти иск за нарушение авторских прав.
О кризисах и сложностях
В прошлом году главной проблемой фестиваля стала большая очередь. Мы планировали собрать 10 тыс. человек, а в итоге к нам пришло около 22 тыс. Поэтому очередь к нам выстроилась от Арт-завода и до метро Лесная. У нас тогда была другая система входа, которая оказалась не очень удобной, из-за чего образовались очереди. Нам даже пришлось выключать сканеры и рвать билеты на том месте, где штрих-код, чтобы пропускать людей быстрее. А потом мы собирали эти билеты по всем мусорным урнам, чтобы подсчитать количество посетителей.
В этом году мы эту проблему решили. Во-первых, мы переделали входную группу и взяли другого подрядчика. Во-вторых, у нас был вход по браслетам, который гость получал при обмене билета. Каждый браслет был со штрих-кодом, также у нас была онлайн-статистика. В этом году мы также обраслечивали детей. А косплееры, СМИ, художники заходили через другой вход. В итоге в этом году нас посетило около 29 730 людей.
В принципе мы и рассчитывали на прирост в 25% по количеству посетителей. Мы смотрим по зарубежным Comic Con, например, в Румынии и Бразилии в среднем рост 25-30% ежегодно. В Сан-Паулу за 6 дней мероприятия посещаемость было четверть миллиона человек! А начинали они тоже так, с 30-50 тыс., и за 5 лет выросли с 50 до 250 тыс.
О продвижении проекта
Изначально мы продвигались через наработанные контакты — первая волна промо пошла через сообщества комиксистов, художников, косплееров. С одной стороны, они наше ядро, с другой — они помогали нам рассказать о мероприятии большему количеству людей. То есть если делаете нишевый фестиваль, то сначала нужно развивать его через его же аудиторию. Потом у нас с Carlsberg была совместная наружная реклама, которая крутилась в пяти городах-миллионниках.
В этом году мы пошли по другому пути, а точнее, мы пошли в метро: забрендировали пролеты на эскалаторах, путевые стены, крутили короткие ролики на экранах, а также на ТРЦ «Гулливер», в кинотеатрах «Планета Кино» и «Оскар». Наружной рекламы было меньше. Мы не знаем, что сработало лучше, потому что у нас одновременно стартовала наружка, диджитал, реклама в метро.
Здесь мы также столкнулись с проблемой — многие не знали про ивент. Хотя о нас было много информации, анонсы в СМИ хорошо сработали, но даже наши друзья из ФБ говорили, что не видели новостей. Наверное, наша целевая не читает новостей, зато ходит по улицам 🙂 И это ключевой момент: каждый должен определить, где его целевая аудитория. Потому что далеко не всегда логический вывод оказывается правильным.
О целевой аудитории
К нам часто приходят потенциальные партнеры и просят портрет целевой. А мы не можем им этого дать, потому что нашим посетителем может быть кто угодно. Наш человек может работать везде — кто-то в банке, кто-то айтишник. В прошлом году к нам приходил Макс Нефедов, Потап, MONATIK, группа The Hardkiss.
Comic Con Ukraine — это мероприятие для отдыха. У нас даже есть специально огражденная площадка для косплееров, чтобы они там отдыхали от вспышек фотоаппаратов. У нас за два года не было ни одного неприятного инцидента. Главный принцип Comic Con Ukraine — не мешать другим. У нас такой фестиваль добра.