Сэмюэл Скотт в своей недавно опубликованной в «The Drum» статье об утечке мозгов высказал, как это ему свойственно, целый ряд наводящих на размышления мыслей. Но с чем я никак не могу согласиться, так это с его основным утверждением, что индустрии для выхода из кризиса достаточно будет умелого маркетинга самой себя.
Я считаю, нам понадобится что-то радикальнее, чтобы дать достойный отпор как никогда сильной конкуренции со стороны технологических компаний, которые сейчас сотрясают до основания весь мир.
Для того чтобы выжить в этой борьбе за таланты, агентствам придется полностью пересмотреть свою культуру, ценности и подходы к работе. Более того, когда люди ‑ единственный реальный ресурс, которым располагают агентства, эта борьба грозит окончательно выбить у них почву из-под ног.
Можно ли как-то спасти ситуацию? Порой мне кажется, что все шансы что-то сделать безвозвратно упущены.
Большую часть своей профессиональной карьеры я искала для разнообразных агентств талантливых сотрудников по всей Великобритании и помогала их удержать. Это было честью для меня, работать с самыми блестящими стратегическими умами страны.
Проблема заключается в том, что талантливые люди больше не хотят работать в агентствах. Сколько помню, раньше все способные специалисты стремились найти себе место в топовых агентствах. Для тех, кто хочет изменить мир – и заработать на этом неплохие деньги – это был самый многообещающий карьерный выбор.
Когда-то лучшие из лучших были готовы соревноваться за место в одном из ведущих агентств. А сейчас, когда я предлагаю соискателям перспективную должность, они ее, как правило, отвергают.
В своей статье Скотт четко назвал причины, почему так происходит: «В агентствах низкая зарплата и тяжелые условия работы, поэтому-то технологические компании, подобно сладкоголосой сирене, так легко сманивают к себе сотрудников, обещая им высокие зарплаты и интригующие технологии».
Для начала давайте рассмотрим проблему зарплаты. Это правда, что агентства не платят рыночную цену за ту работу, которую они хотят и требуют от своих сотрудников. Они просто не могут себе позволить установить такие же заоблачные гонорары, какие предлагают технологические компании-гиганты, выкачивающие мозги и таланты со всего трудового рынка.
А хорошая новость такова, что для талантливых специалистов зарплата это все же не самое главное. Миссия компании, ее культура и ценности для них не менее важны, чем холодная звонкая монета. Мы снова и снова в этом убеждаемся, подбирая должности для соискателей. То же самое подтверждает целый ряд исследований, например опрос, проведенный компанией Deloitte, который показал, что из каждых трех миллениалов двое выбирают компанию-работодателя, исходя из ее моральных ценностей.
Но технологические компании далеко обошли агентства не только по части уровня зарплат. Все они, от крошечных стартапов до исполинов мирового значения, создаются, работают и развиваются, опираясь на четко заданную миссию. Каждая из них обладает своей аутентичной культурой и ценностями.
Спросите кого угодно в такой компании, от основателя до любого менеджера, для чего их компания была создана, и какова ее роль в обществе, и вы получите четкий и ясный ответ. Вот что значит настоящая целеустремленность, до которой многим агентствам пока еще далеко.
Да, агентствам и не снился такой уровень новаторства, гибкости и предприимчивости. И все же главным различием была и остается цель.
Культура и ценности агентств давно превратились в пустые слова, мол, мы так важны для мира и так ценим своих сотрудников… На деле же все обстоит иначе. «The Drum» и другие издания продолжают публиковать признания и обличения, которые показывают, что работа в агентстве, как метко сказал Скотт, «выматывает всю душу».
И все это усугубляется гомофобией, сексизмом, социальным неравенством, и даже противозаконным принуждением к сверхурочной работе, что доводит некоторых сотрудников до самоубийства.
Так неужели для агентств уже слишком поздно что-то исправлять?
Кто знает. Вряд ли отток сотрудников из агентств в технологические фирмы обратится вспять в обозримом будущем. Чем дальше, тем больше людей предпочитает работать на компании с четко заданной целью, а развитие технологических фирм только начинает набирать обороты.
Однако агентства могут принять меры, чтобы хоть немного замедлить этот отток, но для этого им понадобится совершить немало решительных реформ. Чтобы удержать у себя тех работников, что у них еще остались, им придется серьезно пересмотреть свой бренд как работодателя, свою кадровую политику, культуру и ценности, определиться со своей социальной ролью и донести ее как до собственных сотрудников, так и до широкой публики.
В последнее время агентства слишком полюбили обсуждать свою структуру и ее соответствие тем или иным задачам, тогда как им давно пора бы завязывать с самокопанием и заняться, наконец, определением этих самых задач и ценностей на более высоком уровне.
И только тогда, когда они определятся со своим предназначением и социальной миссией, возможно, у них появятся шансы убедить талантливых людей присоединиться к ним, чтобы помочь им эту миссию реализовать.
Об авторе:
Мелина Джекову – генеральный директор компании Propel London
Перевод: Ольга Алита
Заглавная иллюстрация: https://ua.depositphotos.com