15 апреля в Event Hall Freedom прошла вечеринка Stand Up Клуб, где одни из самых ярких представителей стендап культуры на постсоветском пространстве развлекали публику историями из собственной жизни. Среди них были Никита Шевчук, Бекир Мамедиев, Николай Зырянов, Максим Коновал, Павел Евчук и , конечно, чемпион “Лиги Смеха” Андрей Колмачевский. Андрей ушёл из классического юмора в сторону пока слаборазвитого в Украине стендапа, и поделился с Reklamaster спецификой работы в этих направлениях; мыслями о будущем юмористической сферы в Украине; особенностями стендапа, проблемами телевидения и многим другим.
Как Вы в целом оцениваете юмористическую сферу в Украине?
Я, как человек из Беларуси, могу сказать – что бы здесь не происходило, это всё равно лучше, чем в Беларуси. Здесь есть много реально успешных (как в Украине, так и за её пределами) проектов. Кроме этого, в какой-то момент в Украине стало развиваться стендап движение не как телевизионный проект, а именно как движение. Стендап сейчас есть во всех городах, есть открытые микрофоны, любой может прийти и выступить. Именно из этого и идёт самый живой юмор – а не из того, что придумал какой-то дядя продюссер . Просто люди хотят высказать своё мнение вот в таком ключе. Для меня сейчас то, что происходит в Украине – это очень круто. Это пьяняще, потому что ты чувствуешь, как нарастает волна стендап движения.
Но как ни крути, наше стендап движение очень не дотягивает до американского уровня. Почему?
А как мы можем дотягивать? Если у них стендап начал развиваться с 60х годов, и уже в 70х он стал тем классическим стендапом, который мы все знаем? А у нас, на постсоветском пространстве, стендап насчитывает лет 5. То есть это закономерно. Откуда у нас могут быть комики, которые 10 лет занимаются стендапом?
Каким Вы видите будущее этого направления?
Крайне перспективным. Потому что стендап в Украине 4 года назад и стендап сейчас – абсолютно разные вещи. Сейчас складывается культура стендапа, люди уже знают, что это такое. Год назад, когда мы делали стендап вечера в большом зале на 400 человек, приходило всего 200. Сейчас мы продаём дополнительные стоячие места. Люди хотят идти сюда, а в дальнейшем будут хотеть ещё больше.
Какие главные проблемы у украинского юмора?
У украинского юмора есть большой минус – он застоялся. Тот юмор, который сейчас есть в телевизоре, был таким же 10 лет назад. Он классный, но он классический. То, что было новаторским 10 лет назад, то, что тогда начал делать Квартал, сейчас уже классика. И должно появляться что-то новое, иначе никак. Юмор – это ответ на события в обществе. Общество изменилось за 10 лет, соответственно, изменился и юмор.
То есть Вы считаете, что стендап – это та самая панацея, которая поможет юмору выйти из процесса стагнации?
Да, это следующий шаг. В чём отличие стендапа? В том что один человек на сцене? Абсолютно нет. Юмор, привычный нашему зрителю – КВНовский, постКВНовский, Камеди клаб , Квартал, Дизель шоу и тд – это всё надуманные сценки со стереотипичными персонажами. Типичные образы. А чем подкупает зрителя стендап? Тем, что это жанр, который даёт тебе правду. Зритель здесь видит не просто человека, который будучи в образе рассказывает, как пьяный муж вернулся домой, а там его ждёт тёща. Нет. Здесь он видит реального человека, который выходит и абсолютно честно делится своей проблемой. Если у него нет денег, он скажет – у меня проблемы с деньгами. Если у него проблемы с сексом, он честно об этом скажет. И зритель видит в этом себя, зритель видит в этом правду, а правда очень сильно подкупает. Поэтому стендап глубже, чем то, что было до этого.
Сначала была эра КВН. Потом эра Квартала. Сейчас же рынок полон различных юмористических программ. Видите ли Вы стендап как то, что в итоге заменит прочие юмористические форматы, и Квартал уйдёт в небытие, как и КВН?
Ну почему КВН ушёл в небытие? «Лига смеха» – это тот же трансформированный КВН. Просто трансформация эта произошла в силу политических причин, а молодёжь в любом случае хочет чем-то заниматься. Я думаю, будут и шоу привычного нам формата, и стендап. Аудитория, которая посещает концерты Квартала, Лиги смеха, Дизель шоу – это люди 35+. Это поколение, которое смотрит телевизоры. Сейчас у нас уже выросло поколение, которое телевизор не смотрит, а сидит в интернете. А поколение интернета – это поколение стендапа, это уже наши зрители. Раньше был КВН и был Аншлаг. Сейчас будет Квартал и стендап.
Учитывая, насколько юн юмор в Украине, можно ли говорить, что юмор – это бизнес?
Пока сложно об этом говорить с той точки зрения, что бизнесом у нас, в постсоветских странах, называются телепроекты. То есть в чём разница: у нас люди начинают массово ходить на какие-то мероприятия, если оно было в телевизоре. У нас бизнес напрямую связан с телевизором. Но что меня радует, мы всё-таки смогли начать эту движуху не из телевизора. Это гораздо более ценно, это гораздо более честно. Сейчас стендап есть в каждом городе, потому что это простой жанр – тебе не нужны декорации, тебе не нужна команда. Ты можешь поставить микрофон, поставить кресла для зрителей и уже выступать. Глобально, конечно, это перерастет в бизнес. Я для себя пол года назад принял решение, что живу только стендапом, и отказываюсь от сценарной работы. И как-то живу, всё нормально.
То есть стендап окупаем?
Если ты много пишешь, выступаешь, работаешь, то да. Здесь нет такого – ты придумал один монолог и 2 года с ним ездишь. Это постоянный процесс, ты постоянно пишешь. Стендап это во многом работа авторская.
Сколько нужно работать над материалом для одного выступления?
Если комик за месяц пишет 10 минут материала, это очень продуктивный комик. Раньше, поскольку я совмещал, я писал 5 минут материала, сейчас я иду к 10-15 минутам. На западе если комик выпускает свой сольный концерт, который длится 60-80 минут каждые 2 года – это супер продуктивный комик.
Что делать, если нет идей?
Нельзя надеяться на вдохновение. Я был в школе Roger Hatchuel Academy при фестивале Cannes Lions. И там один из креативных директоров Grace New York привёл такой пример: художник пишет картину, и всю жизнь живёт с её продажи, если это крутая картина. Но если ты работаешь в рекламе, то ты каждый день должен создавать новый шедевр. Ты не можешь надеяться на вдохновение, ты должен просто делать. Если нет идей, ты просто оглядываешься и начинаешь думать – что необычного в бутылке? А в пледе? А в какао? И не может быть, что ты не придумаешь.
Чем для Вас была сфера рекламы? Почему Вы решили её оставить?
Я два года проработал в рекламном агентстве, у меня там была неплохая карьера. Просто дальше я перерос в сценариста сериалов и кино. Реклама была лишь одним из этапов моего становления.
Как Вы считаете, способен ли юмор воспитать своего зрителя? Либо же он просто подстраивается под интересы аудитории и даёт ей то, что она хочет?
Я сторонник того, что если ты человек культуры, то должен учить зрителя. Сейчас у нас стендап, к счастью, не в телевизоре, поэтому мы воспитываем аудиторию. Мы говорим «вот это стендап, и над этим надо смеяться». И они либо с нами соглашаются, либо уходят. Мы видим, что у нас с каждым концертом всё больше людей – значит, они принимают наш взгляд.
Почему стендап не в телевизоре – это «к счастью»?
Телевидение призвано давать зрителю то, что он хочет увидеть. Поэтому для меня, как для идеалиста, более предпочтительно учить чему-то людей. Объяснять, что вот это хорошо, а это Ваши низменные инстинкты – смотреть как кто-то с кем-то начал встречаться или нет; холостяк стал мужем или нет; смотреть, как люди показывают свои части тела, которые надо исправить – ну это же … Поэтому моё поколение уже не смотрит телевизор.
То есть Вы считаете, что стендап несёт куда более глубокую воспитательную функцию, чем форматы, которые идут по ТВ?
Да. Стендап пытается отвечать на вопросы. А телевидение просто даёт зрителю то, что он хочет. Зрителю легче посмеяться над холостяком, чем попытаться честно себе ответить, почему он несчастлив в браке.
Будет ли стендап идти по ТВ?
Я верю в это. Зритель готов, не готовы продюсеры.
Почему?
Глобально ещё есть такая штука, что в Украине телевидение построено на формате реалити. Украинское телевидение эмоциональное. Здесь круто заходят проекты реалити. Где вроде как жизнь, вроде как накал, ссоры. Что нам нужно сделать, так это придать стендапу окрас реалити. А по сути стендап и есть реалити, которого не было до этого. Стендап – это когда человек выходит на сцену и говорит честные вещи. Есть стендап-фестиваль Фриндж, самый крупный на Западе. В этом году его выиграл парень, который рассказал невероятно смешной монолог о том, как его изнасиловали. А смешно это было, потому что честно. Понятно, что это не наша задача –рассказывать о том, как кого-то изнасиловали. Не в этом суть. Дело в том, чтобы ты выходил и честно говорил о чём-то. Чтобы это был юмор не просто для посмеяться, а юмор, который помогает тебе освободиться. А зрителю помогает ответить на какие-то вопросы для себя, понять, что он не один такой со своей проблемой. Стендап – это боль. Ты говоришь о своих проблемах так, чтобы над этим смеялись.
Выходит стендап – это своего рода исповедь?
Для комика да. Это сеанс психотерапии.
Как это, делиться самым сокровенным с толпой людей, которых ты не знаешь?
Сцена меняет человека. Когда ты перед толпой людей на сцене, ты не видишь толпу. Для тебя зал – это один единый организм. Если ты обидишь одного человека в зале – обидится весь зал. Если во время импровизации с залом я кого-то зацеплю, обидится не только этот человек, обидятся все. Это эффект толпы. И если ты рассмешишь одного человека, то и люди вокруг него начнут смеяться.
В жизни ведь не происходит столько смешных ситуаций, сколько их в стендапе. Где брать материал?
В жизни вообще мало смешного происходит. Но ты начинаешь больше обращать на внимание на всё. У каждого бывало – услышал какой-то разговор в автобусе, и сразу забыл. А если ты пытаешься заниматься стендапом, ты это фиксируешь и делаешь из этого историю.
Что Вы считаете самым сложным в Вашей работе?
Находить в себе те самые проблемы. Мы часто стараемся их не замечать, а стендап комик должен быть наблюдательным – и относительно мира вокруг, и относительно самого себя. Человек ходит к психологам, пытаясь понять, почему он грустный , а задача стендап комика самому понять, почему его что-то не устраивает. В своём стендапе я говорил о тривиальной, на самом деле, вещи: младшая сестра неожиданно спросила «а мы все умрём?». За этой историей стоит, что у меня перед этим умер отчим, её отец. Просто я на этом не фокусирую. Но поскольку это честная вещь, зритель чувствует, что я не просто вдруг это рассказал. Он чувствует, что у меня есть причина говорить именно об этом. Для зрителя мы облегчаем ситуации,какие-то вещи сглаживаем, ведь говорим о юморе.
Стендаперы часть гиперболизируют истории, о которых говорят?
А почему нет, конечно.
Большинство Ваших поклонников знают Вас всё-таки по проекту Лига смеха. Ваша команда «Два капитана 1955» ещё существует?
Команда существует, мы выступаем на летних играх, корпоративах, но на самом деле это уже пройденный этап. После победы в «Лиге смеха» меня просто выводило из себя, когда я иду по улице, а меня спрашивают: «а почему Вы не втроём идёте?». В смысле? Ну мы же люди, не обязательно мы все ходим командой. То, что мы победили в проекте «Лига смеха» – это невероятно, да. Но это было два года назад. Это вообще другая жизнь. Понимаете, проблема КВН и проекта «Лига смеха» в том, что формат команды живёт только в формате КВН и «Лиги смеха». А дальше что? Корпоративы? Это не моя цель.