Независимый консультант, медиаэксперт, специалист по брендингу и управлению творческими командами – весь этот перечень относится к одному человеку – Ольге Захаровой. В преддверие (пусть и отдаленное) грядущего Форума Креативных индустрий мы задали эксперту, спикеру и доброму другу Форума несколько вопросов о ключевых моментах маркетинга и брендинга.
Как меняется роль и задачи стратегического маркетинга и маркетинга вообще исходя из современных технологических достижений? Остаются ли в маркетинге какие-то незыблемые постулаты и аксиомы или все подлежит пересмотру?
Я не думаю, что роль стратегического маркетинга поменяется глобально. Но то, что стратегический маркетинг сегодня перестал быть линейным, уже очевидно.
Незыблемый постулат в маркетинге – это целеполагание и результативность. Все остальное стремительно меняется: сокращается период эффективности маркетинговых решений, нужно искать новые, нестандартные стратегии; бренды вступают в непрерывную коммуникацию со своими ЦА, а значит становятся по сути генераторами разнообразного контента – всего этого еще вчера не было, а если и было, то не в таких масштабах.
Мы получили доступ к огромному источнику информации, думая, что найдем там ответы. Но нашли сегодня в Big Data еще больше вопросов.
Я считаю, что стратегический маркетинг в ближайшем будущем способен внести большую осознанность в те решения, которые принимает бизнес и в понимание тех целей, которые он перед собой ставит. А значит, изменить мир к лучшему. И это интересно.
Назовите самые актуальные цели маркетинга и брендинга исходя из сложившейся ситуации.
Маркетинг должен стать более гибким. А брендинг – пластичным.
Бренды становятся похожи на ульи, каждый из которых жужжит в своей тональности.
Практически любой бренд сегодня это уже СМИ, и как СМИ находится в постоянном диалоге с ЦА, транслируя бесконечно меняющийся поток разнообразного контента через собственные каналы и платформы. В этой связи брендам важно сохранять свою узнаваемость. Это можно сделать, если ценности бренда, определяющие его суть, станут неотъемлемой частью корпоративной культуры, а не только основой коммуникации от имени бренда. И это, на мой взгляд, самая актуальная цель маркетинга и брендинга, стоящая не только перед большими глобальными компаниями, но и перед малым и средним бизнесом.
Насколько возрастает (или уменьшается) креативная составляющая в маркетинговой стратегии в последнее время. Насколько важна роль креатива в эффективности и успехе маркетинговой стратегии?
Мне кажется, сегодня креативная составляющая важна как никогда. Потому, что в креативной составляющей кроется смысловой, основополагающий ресурс для успеха любой маркетинговой стратегии. Креатив – основа любой инновации. Только хороший креатив и хорошая идея позволяют бизнесу масштабироваться. А сейчас у большинства компаний запрос именно на это.
В свете оживленных дискуссий в связи с появлением новой айдентики Украины (Ukraine Now) не можем в этой связи не спросить Вас: Каким вы видите правильный брендинг страны и все ли у нас делается правильно в этом направлении?
«Айдентика» и «брендинг» – разные понятия, а в дискуссии, которая сейчас развернулась, все смешалось. Для меня правильный брендинг – это тот, который используется не только в визуальной коммуникации, но и тот, который сможет сформировать уникальную корпоративную культуру, лег в основу бизнес-процессов и является ценностной основой для принятия решений в компании. Когда, помимо визуальной составляющей, направленной в первую очередь вовне, бренд наполнен смыслом и этот смысл все одинаково понимают, принимают и разделяют, – то это брендинг уровня «Бог». Потому что сильный бренд, это уже не только картинка (мы научились ее рисовать относительно неплохо), сильный бренд – это ценности, которые объединяют бизнес, сотрудников и ЦА.
Вы спрашиваете «все ли у нас делается правильно в этом направлении?» Да, все делается правильно и не нужно останавливаться.
Новый визуальный брендинг Украины может быть качественным с точки зрения графического стиля, простоты и удобства, может быть очень современным. Но, если мы говорим одно, а делаем другое, если страна не может побороть коррупцию, если бизнес не чувствует себя в нашей стране в безопасности, если в стране процветает рейдерство, если наши депутаты прямо в зале Верховной Рады, законодательном органе государственной власти, наши, так сказать, амбасcадоры бренда, сейчас, now, метелят друг друга на глазах всего мира, то никакой ре-брендинг страну не спасет. В брендинге есть понятие «дисциплина бренда». Пора применить это к Украине, если мы хотим получить качественный скачок.
Среди вашей разносторонней деятельности значится управление творческими командами. Что можно считать главным в деле эффективного управления творческими людьми? Как из разносторонних и разнохарактерных личностей составляется команда? Каковы основные трудности и подводные камни этого процесса?
Управление творческими командами оказалось не менее увлекательным, чем брендинг или креатив. Секрет прост – хорошая творческая команда, это не команда единомышленников, а команда взрослых творческих личностей, которая сформирована культурой диалога. Диалог, в отличие от дискуссии, невероятно конструктивный формат. Нужно просто его освоить. Обычные трудности – это нехватка времени и стрессы нашей несовершенной повседневной жизни. Но они преодолимы.
Ваши прогнозы на будущее: насколько технологии в будущем «вторгнутся» в творческий процесс? Смогут ли они заменить человека и в чем?
Первый компьютер с графическим интерфейсом появился в 1984 году, и новые направления в творчестве, основанные на использовании компьютерных технологий, дали толчок развитию синтеза искусств. Технологии, я считаю, будут и дальше способствовать этому развитию, продуцируя новые формы и открывая новые возможности. Заменить человека в творческом процессе они вряд ли смогут, а вот конкурировать с ним, особенно в той части творческого процесса, который связан с анализом и рутиной, вполне возможно.
Время бежит быстро. Уже через четыре месяца откроется новый Форум Креативных Индустрий. Каким вы видите для себя это событие и что может дать участие в таком мероприятии?
Форум Креативных Индустрий – это уникальная для Украины площадка. Она ценна в первую очередь с точки зрения разнообразного актуального контента, возможности диалога и вдохновения. Но к нему нужно готовиться, приходить с конкретным запросом, не стесняться задавать вопросы спикерам, быть активным участником. Тогда эффект от посещения форума будет реальным и весомым.
Вопросы задавал Алексей Фурман