До событий последнего времени эту же дату многие резонансом праздновали и в Украине, кое-кто празднует и сейчас. Поскольку собственного официального профессионального праздника для этой отрасли в нашей стране нет.
Поэтому мы решили задать авторитетным украинским PR-специалистам два вопроса по существу:
1. Нужен ли Украине профессиональный праздник День PR-специалиста?
2. Если нужен, то когда, на Ваш взгляд, его стоит праздновать?
Публикуем полученные ответы:
Елена Деревянко, партнер Агентства PR-Service:
– Я абсолютно убеждена, что отраслевой профессиональный праздник должен быть. Как его назвать – другой вопрос. Поскольку с одной стороны, сейчас различные виды коммуникационной активности интегрируются, сливаются в синкретическое единство. А с другой, на первый план выходят вопросы управления репутацией на более глубинном уровне, чем коммуникационный – на уровне бизнес-процессов. Хотя для того, чтобы широкой общественности было понятно, о какой профессии идет речь, можно оставить и День PR-специалиста.
1. Что же касается даты, то, если бы была точно известна дата рождения египетского фараона Рамзеса II, было бы справедливо обозначить ее в календаре, как Международный день PR-индустрии. То, как он представил миру результаты битвы при Кадеше и как занимался self-promo, заслуживает самой высокой оценки. Если же говорить сугубо об украинской дате, то, на мой взгляд, есть 2 варианта:
– привязаться к дате внесения профессии в Государственный классификатор – приказом Минсоцполитики от 29.12.2005 г.
– определить днем празднования день создания первой национальной профессиональной общественной организации PR-специалистов – ВО «Украинская лига по связям с общественностью», устав которой зарегистрирован Минюстом 28 августа 2004 г.
Меня устроили бы оба варианта, хотя второй я предпочла бы из соображений удобства празднования. И считаю, что сейчас нужно приложить усилия для того, чтобы профессиональный праздник был узаконен официально. А еще к тому, чтобы в перечне специальностей подготовки студентов в вузах наша профессия не была размыта между маркетингом/рекламой и журналистикой, как это предполагает проект, подготовленный Минобразования. Наша отрасль самодостаточна и требует нормальной системы подготовки кадров.
Анна Личман, PR-директор сети продуктовых магазинов АТБ:
1. Профессиональный праздник «День PR-специалиста» необходим, но не должно быть привязки ни к российским, ни к международным аналогам.
2. Дату хорошо бы определить в связи со знаковым событием нашей отрасли именно в Украине. Например, ко дню, когда у нас появился первый факультет PR, или начали учить этому ремеслу. Считаю, что нужно опросить ключевые ассоциации и организации. Еще как идея – провести единое консолидированное мероприятие для всех, и день проведения этого мероприятия сделать днем пиарщика.
Артем Матвиенко, Начальник отдела по связям с общественностью. Горно-добывающий дивизион в ООО “МЕТИНВЕСТ ХОЛДИНГ”:
1. Считаю, что нужен. Это будет полезно как профессиональному сообществу, так и государству. Во-первых, внесение профессии в календарь государственных праздников ускорит самоидентификацию и самоорганизацию PR-отрасли. Во-вторых, признание PR-специалистов на государственном уровне позволит вывести профессию на более высокий уровень. Покажет обществу и бизнесу, что государство понимает важность коммуникаций в условиях интеграции в европейское сообщество.
2. И в-третьих. Дата в календаре – это праздник. Но для PR-сообщества праздник – это прекрасный повод провести профессиональное мероприятие – круглый стол или конференцию. Для молодых специалистов – познакомиться с коллегами по цеху или обсудить проблемные вопросы и найти пути их решения. Для аксакалов отрасли – поделиться опытом или интересными историями. Если же говорить о конкретной дате, я бы предпочел вторую декаду ноября.
Олег Медведев, консультант по связям с общественностью
– Предлагаю взять дату создания Украинской лиги по связям с общественностью
Евгений Загорулько, PR-директор Смарт-Холдинга:
– Могу сказать только про себя – я этот день никогда не праздновал. Нужен ли такой праздник Украине – за всю страну мне трудно ответить. Когда я работал в энергетической компании – праздновал День энергетика, когда в металлургической – день Металлурга.
Михаил Шуранов, в PR-отрасли с 1998 года, PR директор, Укртелеком:
1. Думаю, профессиональный праздник был бы желателен. В том числе и для построения имиджа профессии и определения, наконец, кто такие пиарщики.
2. Когда? Честно, не знаю. Я бы выбрал дату, связанную, скорее, с событиями в области словесности, нежели в развитии специальности в Украине. Или посмотрел бы наличие международного дня.
Марина Голуб, управляющий партнер в Агентстве стратегических решений Голуб и Шинкаренко:
1. Любой профессиональный праздник это неплохо. Почему есть день сталевара и нет дня пиарщика? J
2. Когда его праздновать? Может быть много вариантов. Первый – в день лгунов J. Второй – любая дата года, если придумать для нее легенду. Третий – посмотреть, что люди в мире по этому поводу празднуют и многое другое. А главное, как мы хотим, чтобы этот праздник выглядел? Отсюда и дату можем определить. Например, в день рождения “первого пиарщика”.
Даниил Ваховский, экс PR-директор Нова Пошта:
– На мой взгляд, такой праздник не нужен. Во-первых, людей нашей профессии не так много, во-вторых, большинство воспринимает работу в PR-отрасли как временную или переходное состояние. А раз наш праздник не сможет стать таким заметным и увлекательным, как день ВДВ или день бухгалтера, то и праздновать его не стоит. Мы же не можем себе позволить унылый и незаметный праздник. Это будет противоречить самой сути нашей работы.
Елена Плахова, директор по корпоративным коммуникациям в CORUM GROUP:
– Конечно, нужен!!!!!! IMHO лучше тогда, когда не-отпускной период. 28 июля у меня уже половина команды, включая меня, в отпусках. С другой стороны, кто-то уже начал привыкать и к этой дате. Но пока слабо, так что можно и изменить!
Алина Севастюк, руководитель отдела по развитию бизнеса KPMG в Украине:
– Идея потенциальная, но есть вопрос терминологии.
Думаю, с точки зрения термина:
1) надо проанализировать, есть ли перспектива в долгосрочной перспективе именно термина PR или надо расширить, например, коммуникации
2) сам термин PR-щик c суффиксом -щик точно не стоит использовать
3) надо понять, есть ли в международном контексте похожие дни, чтобы просто присоединиться.
Виктория Есауленко, директор по маркетингу ЮФ «Астерс»:
– Считаю, что день журналиста и день пиарщика нужно объединить в один, в силу тесной связи и страновых особенностей.
Денис Богуш, президент Bogush Communications
1. Нужен ли пиарщикам свой праздник? Конечно, да. Как и серьезно, так и по приколу – нужен. Такого рода решения принимают профессиональные общественные организации. Есть день пожарника, будет и день пиарщика. Правда, есть сложность, пиар очень размытая тема. Чаще говорят коммуникации, стратегические коммуникации. Вот политтехнологи, они пиарщики или нет? Или копирайтеры, или те, кто занимается брендингом? Вот кто-то скажет, я не пиаром занимаюсь, а стратегическими коммуникациями. Или коммуникативной технологией. Россияне поступили правильно. Почему? Потому, что как только возникнет вопрос, когда праздновать, возникнет вопрос о профессии. А они четко определили для себя, какие направленности входят в это понятие. Так что пиарщики должны придумать себе пиар-событие, и должны это сделать не только для того, чтобы выпить, закусить и повстречаться с друзьями, но и для имиджа индустрии.
2. Если мы в Украине примем какой-то день, например, когда была создана Украинская лига по связям с общественностью, то он будет чисто украинским. Чтобы сделать его международным, нужно чтоб это прозвучало на международном уровне.
Но с той точки зрения, что сам пиар нуждается в отмывании своего же имиджа, и поэтому этот день должен стать одним из факторов, который поможет это сделать. Предлагаю привязать к какому-то историческому событию с примером позитивного пиара. Нужно найти такой день в истории, или взять современную тему. А для нашей страны очень желательно не брать сентябрь-октябрь и апрель-май. В это время бывают выборы. А вот в какое-то другое время – пожалуйста.
Наталья Фесюн, руководитель PR-отдела DANONE Ukraine:
1. В наше время PR-коммуникация оказывается более эффективным инструментом в новых условиях быстрой смены декораций и под пытливым пристальным взглядом потребителей, которые не прощают лицемерия. Возможно, День создателей пейджеров и фотоаппаратов Кодак, сотрудников офисных центрови или знатоков ондатровых шапок более актуален, но…
2. PR становится сердцем компании, исходя из его задач и функций построения отношений со стейкхолдерами, формирования и защиты репутации компании и брендов. То есть отсутствие понимания важности коммуникаций приводит к сердечно-сосудистой недостаточности. Постоянное игнорирование – к инсульту.
Поэтому в профилактических целях и для увеличения продолжительности жизни компаний рекомендуется ежегодно принимать участие в праздновании Дня пиарщика.
В сентябре есть замечательный день, когда празднуется День сердца. Символически напоминая о важности этих 2-х органов, предлагаем внести на рассмотрение инициативу проведения в этот же день и шумного празднования Дня пиарщика.
Алёна Гончаренко, Директор по маркетингу и PR СК «Альфа Страхование»:
1. Привлечение внимания общественности к людям, которые в т.ч. формируют общественное мнение, считаю оправданным. Во-первых, это приятно для самих PR-специалистов и повышает значимость профессии. Во-вторых, добавив практичности мероприятию, это прекрасный повод для PR-сообщества отметить достойных, обменяться мнениями/идеями, посмотреть на практики из других рынков и стран, быть в тонусе.
2. По поводу даты, на мой взгляд, можно оставить, как оказалось, уже заявленную с 2004 года, – 28 июля. С учетом плотной календарной сетки на множество профессиональных праздников и природной скромности, свой день рождения не предлагаю J.
Владимир Гупан, главный специалист по коммуникациям Байер:
1. Если рассматривать вопрос, отмечать или нет день PR-менеджера, я скажу, наверное, что стоит отмечать.
2. На сегодняшний день есть сложившаяся ситуация проводить этот праздник 28 июля, так это делается уже с 2004 года. Признаюсь честно, я не знаю, почему выбран именно этот день, и найти четкий и однозначный ответ на этот вопрос мне не удалось. Менять день из-за существующей на сегодняшний день праздника политической ситуации, по моему мнению, странно. Зачем менять, то, что уже существует 11 лет? Такие праздники обычно привязывают к знаковым событиям в истории. И если уже менять дату празднования нашего дня, я бы привязал его к 28 октября, так как именно в этот день появился первый известный нам пресс-релиз.
(От Ред. 28 октября 1906 г. Айви Ли, которого часто называют отцомсовременного PR, подготовил первый пресс-релиз по случаю аварии на железных дорогах Пенсильвании).
Тагир Имангулов, руководитель PR-отдела Даймонд Сфир Груп:
1. Профессиональный праздник – День PR-специалиста, конечно же, нужен. Ведь сейчас трудно найти компанию, в которой не работали бы специалисты по связям с общественностью.
2. Другое дело, когда его праздновать? В настоящее время в Украине его отмечают синхронно с Россией. В соседней стране 28 июля – это день, когда была подписано постановление о внесении квалификационных характеристик специалистов по связям с общественностью в Общероссийский классификатор профессий. Наверное, нам стоило бы подумать над своей датой, а не привязываться к событиям в другом государстве. Правильно было бы изучить европейский опыт и определить дату, исходя из международных традиций.
Ольга Носова, Руководитель Департамента маркетинга, рекламы и PR Зарина:
1. День PRщика должен быть обязательно! Для меня лично праздник PRшика это тогда, когда собираются вместе друзья по профессии. Зима это, лето, или весна не важно. Главное хорошая компания и интересная дискуссия. Но как и каждой профессии нам конечно же нужен НАШ день. Чтобы поздравлять всех в Фейсбук, чтобы собраться где-то близким кругом вечерком за чашкой кофе (а можно и не кофе) и отпраздновать. Поделиться достижениями, пожаловаться на подрядчиков и просто вспомнить, что было, и помечтать, что будет.
2. У нас в Украине принято 28 июля называть Днем PRщика и я в этот день буду поздравлять и принимать поздравления. Мне кажется, не столь важна конкретная дата, как сам повод, а вот повод отличный – День PRарщика! И будет этот праздник 28 июля или перенести его на любой другой день – это не столь важно. Главное, настроение и атмосфера праздника, которые мы в первую очередь создаем себе сами.
Дарья Сухенко CEO Trembita PR Agency
1. Когда всем миром отмечают День бухгалтера, автомобилиста или журналиста невольно чувствуешь себя ущербно. Более того, задумывались ли вы, почему любой прохожий может объяснить, что делает бухгалтер, но, к сожалению, все еще единицы смогут внятно рассказать, чем занимается PR-специалист либо истолковывают профессию превратно? Отчасти это следствие самой работы – ты как-бы за кадром, отчасти – из-за пассивности в этом вопросе представителей отрасли. Но рынок есть, а значит должно прийти правильное понимание специальности общественностью и ее должное признание.
От редакции: Вопрос, конечно, интересный. Подозреваем, что найдутся еще желающие высказаться по животрепещущему судьбоносному поводу 🙂 Так что тема не закрыта, трибуну еще не вынесли. Присоединяйтесь, коллеги!