Если можно было бы инвестировать в слова, первой моей инвестицией стало бы словосочетание «чертов клиент». На протяжении двух десятилетий моей работы в рекламном бизнесе я слышал это ругательство несколько раз в неделю в разных рекламных агентствах.
«Гребаный клиент» был обвинен в нескольких грехах, но главным было и остается нулевое знание технологии и неспособность найти и принять хорошую идею, если она не проверена кем-то до него.
Я так часто слышал эту фразу, что я поверил в ее правдивость. И я начал произносить ее сам. Но я был неправ и сейчас объясню почему.
Ой! Так вот чем они заняты!
В течение последних семи лет я работал напрямую с маркетологами и другими клиентами. И оказалось, что они совсем не идиоты, а очень даже умные люди, у которых есть много важных вопросов в жизни, кроме как вопрос работы с агентствами. У них тоже есть крайние сроки для встреч, цели, которые они должны выполнить, отчеты, которые нужно написать, презентации, которые нужно показать и всевозможные другие важные задачи. Клиенты, с которыми я говорил, признавались, что работа с агентствами занимает менее 20% их времени. Поэтому неудивительно, что они изо всех сил стараются найти время и сил, чтобы поддерживать новейшие технологии, платформы, инструменты, работу Канн и много чего еще.
И поскольку у них недостаточно знаний в голове, чтобы уверенно сказать вам «да», естественный ответ на все, что выходит за пределы их понимания, – «извините, но нет». Не потому что идея плохая. А потому что они не знают, правильная она или нет
К сожалению, вы неправильно поняли клиента
Таким образом, наверное, можно сказать, что любой сотрудник рекламного агентства, который произнес фразу «гребаный клиент», либо неправильно его понял, либо – я признаю, что есть такая вероятность – клиент все-таки гребаный.
Однако агентства допускают огромную ошибку и упускают огромные возможности. Если агентства хотят, чтобы их клиенты были оснащены знаниями и могли квалифицированно оценить хорошую работу, они должны предоставить эти знания. Это же так просто. Рекламным агентствам необходимо обучать своих клиентов.
Образование – единственное известное лекарство от невежества
То, что лежит в основе этой проблемы, – это пробел в знаниях. И, если вы хотите, чтобы ситуация изменилась, вам нужно найти пути ее решения.
Однако это уже поздно делать тогда, когда вы пытаетесь продать идею клиенту. Обучение клиентов должно быть отдельным видом деятельности, который открывает возможности продажи вашей идеи в долгосрочной перспективе, а не в ограниченной выгоде в краткосрочной перспективе.
Отправка периодического электронного бюллетеня может дать вам некоторые результаты. Но если вы серьезно относитесь к этому, вам действительно нужно делать что-то больше.
Клиенты действительно хотят этого!
Я не встречал клиента, который боится работы. Они все хотят, чтобы работа с агентством принесла им преимущества на рынке и возможность достичь своих целей. Но они чувствуют, что иногда рекламные агентства больше заинтересованы в воплощении собственных идей, чем в помощи им. А вот для этого и нужно делиться знаниями с клиентами, чтобы они были уверены, что в первую очередь креатив в их интересах, а не в интересах агентства.
Покажите им, как новый подход может принести реальную пользу их бизнесу. Вдохновите их и изучите новые идеи вместе. Дайте им необходимую информацию, чтобы воспользоваться новыми возможностями в следующий раз.
Если вы сотрудник рекламного агентства, я бы посоветовал вам сделать это. Если вы клиент, который видит в этом смысл, отправьте статью своему рекламному агенту. Если не поможет, тогда вы можете спокойно проклинать это «гребаное агентство».