Какова цена каждого мнения в пост-информационном сообществе? Считать ли врагом нашего конкурента, и является ли нашим другом «украинофильство» из-под палки? Каковы тенденции развития радиоформатов Украины на фоне мирового опыта? На эти и другие вопросы дал ответ медиафорум, посвященный инновациям и технологиям современных медиа – «Kyiv MIT», который начал работу 15 мая.
Чтобы зритель и слушатель нас уважал….
«Борьба за аудиторию медиа» – именно эта фраза стала лейтмотивом при обсуждении участниками панельной дискуссии темы относительно внешних факторов, которые влияют на финансовую и организационную стабильность украинских медиа. Участники дискуссии ясно дали понять, что медиа и экономика – взаимосвязанные понятия, приводя в пример тот же экономический успех Южной Кореи, непосредственно связанный с производством (именно производством, а не трансляцией) корейских сериалов: «дорам», которые популярны среди населения и буквально приковывают зрителей к экранам. В то время как наша украинская сериальная индустрия только начинает развиваться. Суммы, которые Украина готова вложить в производство сериалов в сотни раз меньше, тех сумм, которые вкладывают производители в США, Европе или Азии. Может, когда мы сами, украинцы, начнем с уважением к себе, с национальным достоинством делать медиапродукты, а не простопенять на ограниченные средства, тогда и будут сдвиги в данной сфере.
Украинский медиарынок – как остановить лихорадку
В рамках Мedia Innovation Technologies была проведена панельная дискуссия, на которой ведущие специалисты отрасли пытались выяснить, какие факторы могут помочь стабилизировать украинский медиа рынок.
Мedia Innovation Technologies – международная встреча ведущих медиа менеджеров Украины и других стран, посвященная лучшим практикам и инновациям в сфере телевидения, радио и онлайн медиа. Она проходила 15-17 июня в Mercure Congress Centre. В ходе Мedia Innovation Technologies поднимались вопросы, ответы на которые должны помочь закрепить уже существующие успехи украинского медиа рынка и достичь новых.
Чтобы наверняка и сразу погрузить посетителей в мир украинского медиа, открылась Мedia Innovation Technologies горячей панельной дискуссией. Её задачей было определить факторы, которые влияют на финансовую и организационную стабильность медиа компаний и украинского медиа рынка в целом.
Участниками дискуссии стали специалисты украинского медиа рынка. Среди них:
- Владимир Бородянский, генеральный директор StarLightMedia
- Зураб Аласания, глава правления Национальной общественной телерадиокомпании;
- Игорь Туревич, Генеральный директор медиа-холдинга ZIK;
- Ольга Владимирова, Генеральный директор «9 канала»;
- Ольга Захарова, Глава экспертного совета Украинской телевизионной академии, независимый медиаконсультант;
- Роман Андрейко, генеральный директор ТРК «Люкс».
Они обсудили, какие именно политические, экономические, социальные и технологические факторы тлетворно влияют на стабильность медиакомпаний. Нельзя сказать, что участники пришли к единому мнению хотя бы по одному из этих пунктов, но интересных точек зрения было озвучено немало.
Пожалуй, единственное, с чем согласились все спикеры, так это с фактом тотального переизбытка информации. В условиях общества, где едва ли не каждый второй ведёт блог, является лидером мнений или просто считает нужным выразить своё «фе» в той или иной форме, информационное поле загажено до безобразия. Аудитория элементарно не может идентифицировать качественный контент среди терабайтов шлака, потому потребляет то, что оказалось поблизости. Медиа же, в свою очередь, должны пробиваться сквозь горы мусора к представителям своей целевой аудитории. И даже если им это удаётся, доверие аудитории к конкретному медиа и желание потреблять именно его контент очень сложно заслужить.
Также стоит отметить ещё один весомый фактор – украинизация медиа и его контента. Учитывая сложившуюся политическую ситуацию, языковые квоты и настроение общества в целом, спрос на украиноязычный контент значительно возрос. Что повлекло за собой острую нехватку квалифицированных специалистов, качественно и свободно владеющих украинским языком. Рынку необходимы актёры, ведущие, певцы, журналисты, которые высокопрофессионально творят на украинском языке. Сегодня для них фактически открыты все двери, ведь нехватка таких кадров порой достигает катастрофичных масштабов. Что вынуждает медиа брать на работу менее квалифицированных специалистов в целом, но умеющих отлично оперировать украинским языком в частности. Хотя стоит отметить, что постепенно рынок насыщается, и уже через несколько лет эта проблема канет в Лету.
Особо жаркая дискуссия разгорелась относительно проблемы журналистских стандартов и способа подачи информации в медиа. Мнения разделились – одни были уверены, что журналистика должна быть информативной, другие же считали, что интересна личностная позиция автора, а не просто подача новостей. Первые считают, что делать из любого события драматургическую историю на 5 минут, используя сторителлинг как панацею от скуки – бессмысленно и неуместно. Вторые же уверены, что фактаж – это путь к объективности, а журналистика мнений часто используется как инструмент манипуляции в недобросовестных медиа. Но поскольку обе позиции имеют смысл, компромисс был найден. Спикеры прогнозируют, что в будущем журналистика фактов и журналистика мнений будут сосуществовать параллельно, не мешая развитию друг друга и удовлетворяя запросы каждого отдельного потребителя.
В целом, все перипетии длительной дискуссии можно свести к одной простой истине – медиаотрасль будет развиваться, когда все её работники будут работать на её продвижение вместо того, чтобы конкурировать между собой. Хотя эта идея и выглядит довольно утопично, учитывая, что медиа – это в первую очередь бизнес.
Этот загадочный радиоформат
«Радиоформат» – это слово мало о чем говорит потребителю, неискушенному радиослушателю, но много значит для тех, кто занимается непосредственно разработкой этих форматов. Во время своего выступления Нино Джапаридзе, вице-президент Edison Research (США), рассказала о девайсах типа «Echo» и «Alexa» – «Smart Speaker», популярность которых стремительно набирает обороты в Америке (более 45% населения использует такие девайсы для прослушивания разговорных форматов и подкастов). А в 2019 году они уже будут доступен и на славянских языках, в том числе и на русском. Марина Костромина, председатель департамента медиа и диджитал TNS, объяснила в своей презентации главные тренды радио и аудио в Украине, раскрыла, почему такого типа девайсы не пользуются популярностью на украинском рынке. Украинский потребитель привык к музыкальному, а не к разговорному формату радио. В нашей стране всего пару радиостанций с таким форматом, и то они только начинают развиваться и пока имеют небольшие рейтинги. Когда накопится достаточно качественного контента для разговорного формата, тогда и будут развиваться такие медиа, как «Smart Speaker».
Накануне цифровой реформы
По словам Александра Ильяшенко, члена Национального Совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, 30 ноября 2017 года на рассмотрение Парламента был подан лан-проект цифровой реформы для Украины. Но о его реализациию еще рано говорить, все зависит от того, как скоро утвердят этот план, и тогда уже можно будет пытаться догнать наших европейских соседей в этой цифровой гонке.
Также на медиафоруме презентовали свои успешные проекты такие бренды, как «Маренго» и «Burn». Каждый из проектов отличался своим необычным подходом и удачным охватом целевой аудитории, как в случае с кампанией «Маренго» – «Большая свадьба» с приглашением звезд на свадьбу, так и «Burn», который представил кейс с диджеем, который своей победой в 100 тысяч долларов вдохновил украинских ребят участвовать в диджейских конкурсах и выигрывать денежный приз и поездку на Ибицу.
Вечерняя панельная дискуссия подбила итоги относительно первого дня «Kyiv MIT»:
- Если мы хотим добиться изменений в лучшую сторону в сфере медиа, нужно мотивировать потребителей так, чтобы на основе их желаний делать качественный контент.
- В эпоху, когда мнений столько, сколько и людей, цена каждого мнения практически нивелируется, и это нужно учитывать при создании материалов.
- Мы должны учиться друг у друга, а не враждовать с конкурентами. Стройте мосты, а не стены.
- Европа и мир движутся к тому, чтобы получать деньги за качественный контент, а не за рекламу в эфире. Украина тоже должна двигаться в этом направлении, чтобы добиться изменений в медиа не только на словах, но и на деле.
Диана Мехедок, Виктория Гарус