• Про проєкт
  • Контакти
  • Логін
CreativityUA - Official CIAU Media
  • Ідеї
  • Інсайти
  • Ремесло
  • Бізнес
  • Люди
  • М’язи
  • Тренди
  • Натхнення
  • Більше
    • Всі новини
    • Відео
    • Спецпроєкти
      • LIONS Live
      • Креативний дайджест
      • Cannes Lions 365
      • Філософський Сад
      • Комунікації для культурних менеджерів
      • Знакові проєкти України
Немає результатів
Переглянути всі результати
Creativity Ukraine
  • Ідеї
  • Інсайти
  • Ремесло
  • Бізнес
  • Люди
  • М’язи
  • Тренди
  • Натхнення
  • Більше
    • Всі новини
    • Відео
    • Спецпроєкти
      • LIONS Live
      • Креативний дайджест
      • Cannes Lions 365
      • Філософський Сад
      • Комунікації для культурних менеджерів
      • Знакові проєкти України
Немає результатів
Переглянути всі результати
Creativity Ukraine
Головна Бізнес та Інновації

Пособие для ангелов. Как оценить стартап, когда прибыли еще нет

13 Січня, 2017
Час прочитання: 1 хв.
A A
Пособие для ангелов. Как оценить стартап, когда прибыли еще нет
Share on FacebookShare on Twitter

Оценка стартапов без прибыли всегда приводит к интересной дискуссии, потому что кардинально отличается от оценки зрелых компаний. Количественный анализ и финансовый прогноз не всегда способны предсказать успех молодой компании, поэтому некоторые бизнес-ангелы дают предпринимателям больше, чем на самом деле стоит их компания.

Кроме того, не существует единственного способа оценки стоимости компании до получения внешних инвестиций. Поэтому бизнес-ангелам нужно научиться комбинировать разные методологии, которыми пользуются другие предприниматели и инвесторы.

Использование оценочных листов

Одним из наиболее общераспространенных методов является использование оценочных листов. Его предложил известный бизнес-ангел из фонда Frontier Angel Fund Билл Пейн. В этом случае стартап, который привлекает ангельские инвестиции, сравнивается с уже получившими финансы стартапами в зависимости от региона, рынка и инвестиционной стадии.

Первым делом необходимо определить среднюю стоимость стартапа, который еще не приносит прибыль. Эту информацию собирают и обновляют различные группы бизнес-ангелов, для которых она служит неплохим ориентиром.

Например, в руководстве по использованию оценочных листов Билл Пейн проанализировал данные 13 таких групп за 2010 год, и в зависимости от региона, средняя стоимость стартапа без прибыли в США варьировалась от миллиона долларов до двух миллионов долларов.

В разных регионах разный уровень конкуренции, что иногда приводит к увеличению оценок. Поэтому реальные данные могут оказаться выше представленных. Чаще всего в наборе данных Пейна встречается значение в $1,5 миллиона, которое он использует в качестве общего среднего значения стоимости стартапа без прибыли.

Также я рекомендую сайт AngelList. Это хороший ресурс для изучения данных об оценках стартапов, полученных в результате тысяч сделок. Вы можете отслеживать оценки в зависимости от местоположения, рынка, квартала и прежнего опыта основателя.

 

Затем вы сравниваете стартап с другими проектами из этого региона, используя такие факторы, как:

  • компетентность предпринимателя и команды (0-30%);
  • рыночные возможности (0-25%);
  • продукт или технология (0-15%);
  • конкурентное окружение (0-10%);
  • необходимость привлечения дополнительных инвестиций (0-5%);прочее (0-5%).

Ранжирование этих факторов очень субъективно, однако главный акцент, помимо масштабируемости, делается на команде. «При создании бизнеса успех зависит от качества команды. Отличная команда может улучшить слабый продукт, но не наоборот», — рассуждает Пейн.

Затем необходимо рассчитать значение каждого фактора. Ниже представлена таблица, которой пользуется Пейн:

В этом примере Пейн предполагает, что у компании, в которую он собирается инвестировать — сильная команда (125%), хорошие рыночные возможности (150%), однако компания играет на конкурентном рынке (75%).

Умножая суммарный фактор (1,0750) на среднее значение оценки стартапа до получения прибыли ($1,5 миллиона) мы приходим к выводу, что оценка компании, в которую собрался инвестировать Пейн, составляет $1,6 миллиона.

Это очень субъективный метод, однако учитывая риски, которые берут на себя бизнес-ангелы, он подходит для вложения денег на ранней стадии. Он нравится мне в том числе и потому, что отражает значимость команды. Для предпринимателей знание этого метода позволит лучше вести переговоры с инвесторами об оценке компании.

Метод венчурного капитала

«Самой лучшей практикой для бизнес-ангелов, инвестирующих в стартапы, которые еще не приносят прибыль, представляется использование нескольких методов оценки их рыночной стоимости», — писал Билл Пейн.

Метод венчурного капитала стал популярен благодаря профессору Гарвардской школы бизнеса Биллу Салману. Он позволяет вычислить стоимость компании до получения внешних инвестиций c помощью оценки компании после привлечения инвестиций.

Чтобы воспользоваться методом, нужно решить следующее уравнение:

  • Оценка компании после получения инвестиций = терминальная стоимость бизнеса ÷ предполагаемый ROI.
  • Оценка компании до получения инвестиций = оценка компании после получения инвестиций — инвестиции.

Терминальная стоимость — это предполагаемая стоимость актива к определенной дате. Наиболее распространенным периодом является диапазон от четырех до семи лет. Для оценки стоимости компании до получения инвестиций можно воспользоваться двумя разными подходами.

Подход №1

Сперва необходимо узнать, какова средняя цена продажи компании в своей отрасли, а затем умножить это значение на два. Например, ваша компания привлекает $500 тысяч и вы планируете продать ее через пять лет за $20 миллионов.

Терминальная стоимость = $20 миллионов * 2 = $40 миллионов.

По статистике, 50% вложений бизнес-ангелов оказываются неудачными, поэтому инвесторы рассчитывают на окупаемость от каждого вложения в 10-30-кратном размере. Предположим, что окупаемость стартапа, который еще не приносит прибыли, превысит первоначальные вложения в 20 раз.

  • Оценка компании после получения инвестиций = $40 миллионов ÷ 20 = $2 миллиона.
  • Оценка компании до получения инвестиций = $2 миллиона — $500 тысяч = $1,5 миллиона.

Подход №2

Коэффициент «кратное прибыли» может также использоваться в качестве мультипликатора при оценке стоимости стартапа, который еще не приносит прибыль. Если ваша плановая прибыль после уплаты всех налогов к моменту продажи компании в течение пяти лет составляет 15%, то вы получите $3 миллиона ($20 миллионов * 15%).

Затем это значение необходимо умножить на коэффициент «кратное прибыли», который рассчитывается исходя из открытых данных других компаний отрасли. Предположим, что коэффициент равен 15, а ROI останется прежним — 20.

  • Терминальная стоимость = $3 миллиона * 15 = $45 миллионов
  • Оценка компании после получения инвестиций = $45 миллионов ÷ 20 = $2,25 миллионов.
  • Оценка компании до получения инвестиций = $2,25 миллионов — $500 тысяч = $1,75 миллиона.

Обычно инвесторы используют оба подхода, а затем вычисляют среднее значение. Таким образом, примерная стоимость вашей компании до получения инвестиций составит $1,625 миллиона.

Это очень простое изображение метода венчурного капитала, поскольку я не учитывал многочисленные инвестиционные раунды и ожидаемое размытие долей. Если из-за будущих инвестиционных раундов доли окажутся меньше на 50%, то текущая оценка также упадет в два раза и составит $812 500.

Метод венчурного капитала опирается на количественные данные в большей степени, чем метод оценочных листов. Однако данные будут различаться в зависимости от области и сферы компании, поэтому я рекомендую поэкспериментировать с таблицами сервиса VCMethod.com, чтобы вы могли подобрать оптимальные значения для себя и инвесторов.

Теги: історії

РЕКОМЕНДОВАНО

Бізнес та Інновації

Малий бізнес отримає перевірені рішення на найбільшому фестивалі для МСБ — GET 2025

11 Листопада, 2025
Маркетинг і Комунікації

Оголошено фіналістів Effie Awards Ukraine 2025

10 Листопада, 2025

Про медіа

CreativityUA – ми пишемо про креатив, що трансформує бізнес, змінює людину та розвиває суспільство. Надаємо можливість брендам та особистостям ділитись досвідом та цікавою інформацією. Тримаємо в курсі важливих новин креативних індустрій і надаємо майданчик для поширення свіжих думок.

Тематичні напрями

  • Творчість і дизайн
  • Бізнес та Інновації
  • Маркетинг і Комунікації
  • Культура і Життя
  • Наука і Технології
  • Розвиток і Ефективність
  • Суспільство та Держава
  • Фестивалі та можливості
  • Відповідальність

Контакти

Відділ реклами

Імейл редакції

+380 44 221 6131

Новини Каннських Левів в Україні

Cannes LIONS 365  |  LIONS Live

Подкаст Creative Digest

Soundcloud  |  Apple Podcasts |  Google Podcasts

Ми у соцмережах

© 2021 CreativityUA | Офіційне медіа Асоціації Креативних Індустрій України | CIAU

Політика конфіденційності

З поверненням!

Увійдіть з логіном Facebook
Увійдіть з логіном Google
OR

Увійти в обліковий запис

Забули пароль?

Відновіть свій пароль

Будь ласка, введіть своє ім'я користувача або адресу електронної пошти, щоб скинути пароль.

Увійти
Немає результатів
Переглянути всі результати
  • РУБРИКИ
    • Ідеї
    • Інсайти
    • Ремесло
    • Бізнес
    • Люди
    • М’язи
    • Тренди
    • Натхнення
  • ТЕМАТИКА
    • Маркетинг і Комунікації
    • Бізнес та Інновації
    • Творчість і дизайн
    • Культура і Життя
    • Розвиток і Ефективність
    • Наука і Технології
    • Суспільство та Держава
    • Фестивалі та можливості
  • СПЕЦПРОЄКТИ
    • Cannes Lions 365
    • LIONS Live
    • Креативний дайджест
    • Філософський Сад
    • Комунікації для культурних менеджерів
    • Знакові проєкти України
  • ТИП МАТЕРІАЛУ
    • Новини
    • Добірки
    • Історії
    • Точка зору
    • Інтерв’ю
    • Аналітика
    • Відео
    • Події

© 2021 CreativityUA | Офіційне медіа Асоціації Креативних Індустрій України | CIAU

Цей вебсайт використовує файли cookie. Продовжуючи користуватися цим вебсайтом, ви даєте згоду на використання файлів cookie. Відвідайте сторінку Політика конфіденційності.