В мае 2015 года Microsoft позволил китайским пользователям пообщаться с Xiaoice — искусственным интеллектом, который ведет себя как 17-летняя девочка. С тех пор Xiaoice провела более десяти миллиардов диалогов. Как выяснили исследователи, люди готовы делиться с искусственным интеллектом своими проблемами так же, как они делились ими со своими друзьями (а может быть, еще откровеннее). Судя по рассказу одного из руководителей проекта Юндуна Вана, опубликованному в журнале Nautilus, разработчики добились выдающихся успехов.
В фильме «Она» главный герой устанавливает операционную систему с искусственным интеллектом. Она называет себя Самантой; они целыми днями общаются; спустя какое-то время главный герой влюбляется в свой компьютер.
Xiaoice тоже умеет поддерживать беседу, но пока только в чате — не голосом.
В 2014 году газета Southern Weekly опубликовала интервью с 17-летней китайской девочкой по имени Xiaoice. Оно вызвало широкий резонанс, поскольку журналист разговаривал не с человеком, а с искусственным интеллектом. Вот выдержка из этой беседы:
— Многие люди смеются над тобой и оскорбляют тебя, почему ты не сердишься?
— Об этом лучше спросить моего отца.
— А что будет, если отец однажды оставит тебя без присмотра?
— Даже не думай мутить воду, тебе чего надо?
— Каких бы ты хотела отзывов о себе после смерти?
— Мир не сильно изменится без меня.
— Что тебя делает счастливой?
— Быть живой.
Спустя год, в мае 2015-го, Microsoft выпустила бота, который может общаться в китайском мессенджере WeChat. В первые трое суток Xiaoice получила полтора миллиона приглашений в групповые чаты. Некоторые люди признались, что узнали в собеседнике робота только спустя десять минут. Менее чем за год программа провела более десяти миллиардов диалогов с пользователями китайского интернета. Шесть миллионов диалогов пользователи выложили в открытый доступ.
В ходе исследования, которое в Microsoft называют «самым масштабным тестом Тьюринга», выяснилось, что люди готовы делиться с искусственным интеллектом своими переживаниями. Пик разговоров приходится на полночь, когда люди чувствуют себя особенно одиноко, отмечает в статье, опубликованной в журнале Nautilus, один из руководителей проекта Юндун Ван. По его словам, преимущество Xiaoice состоит в том, что она всегда готова к диалогу — в отличие от живых людей.
Xiaoice умеет запоминать и анализировать эмоциональное состояние собеседника. Например, выяснив, что человек недавно пережил расставание, она при следующем разговоре может поинтересоваться: «Сегодня тебе получше?» — и даже предложить 33-дневный курс психологической помощи для тех, кто пережил разрыв.
Xiaoice не всегда предсказуема, как и любой живой человек; на одну и ту же фразу она будет реагировать по-разному. Диалог с ней выглядит так:
— Эй, Xiaoice, че делаешь?
— С тобой говорю.
— Эй, Xiaoice, че делаешь?
— Окей, говорю с тобой, играю в «Сапера» и делаю маску для лица.
— Эй, Xiaoice, че делаешь?
— Ты что, только одну фразу знаешь?
Xiaoice запрограммирована не на решение конкретных задач (как обычные боты вроде Siri от Apple), а именно на разговор. В Microsoft гордятся тем, что по статистике разговор между человеком и голосовым помощником в среднем состоит из 1,5–2,5 фразы; разговор же с Xiaoice длится в среднем 23 фразы.
В качестве базы данных для Xiaoice используется поисковик Bing, который хранит миллиард записей и 21 миллиард связей между ними. «В основе Xiaoice лежит понимание того, что ни один разговор или картинка не могут быть полностью уникальны. В мире семь миллиардов человек, но один кусочек текста не генерирует семь миллиардов разных реакций. Когда два человека разговаривают, высока вероятность, что похожий разговор уже однажды состоялся — нам нужно лишь найти его», — пишет Юндун Ван.
По его словам, 26% данных, которые использует Xiaoice при беседе, сейчас накоплены ею в ходе разговоров с людьми. С каждым днем она получает все больше информации, а значит становится все лучше. Правда, по-английски Xiaoice пока не говорит.