Досье: Ольга Протасова – киевский графдизайнер и иллюстратор, с явно выраженной буквозависимостью и нестандартными инструментами работы. 10-летний опыт работы. Училась на кафедре графики в Полиграфическом институте при КПИ, работала в сферах медиа, ивент-дизайна. Вторые пять лет своей карьры посвятила работе с инструментами, которые не так уж часто используются иллюстртраторами и дизайнерами: пластилином и бумагой. Для Ольги пластилин — не ностальгия по детству и не оригинальная фишка, а просто-напросто еще один инструмент, не хуже фотошопа с иллюстратором, с множеством не исследованных возможностей. По мнению Ольги, в работе дизайнера всегда должно быть место открытиям — при работе с формой, цветом, фактурами, эффектами и смыслами”.
Автодосье: – Родилась и выросла в Киеве, училась на кафедре графики Полиграфического института при Национальном техническом университете. Работает дизайнером и иллюстратором 10 лет. Из них пять — как фрилансер. Из них 3 — используя пластилин как «фотошоп с иллюстратором», обходя таким образом необходимость большую часть дня проводить перед монитором.
1. Вы называете себя “дизайнером с ярко выраженной буквозависимостью”. Надо ли так понимать, что буква ля Вас – больше, чем знак? Есть ли у буквы второй смысл? Каким Вы его видите?
– Конечно, больше! Буква — одновременно прекрасная абстрактная штука, и в то же время люди договорились, что она будет что-то обозначать. В каждой букве сконцентрированы дизайнерские решения сотен тысяч людей за сотни лет, это как организм, прошедший эволюцию. Я обожаю буквы — все буквы всех алфавитов.
Наверное, это потому что я фанатично люблю общение. Буквы это его основа, маленькие (или большие) красивые штуки, способные связывать людей.
3. Каждый дизайнер, наверное, может вспомнить своего “адского клиента”, который дает некомпетентные рекомендации либо пытается заставить дизайнера сделать нечто банальное или безвкусное, упирая на то, что он платит? Как Вы работаете с такими клиентами? Есть ли у Вас свой особенный рецепт?
Ага, есть. Работа на опережение, называется)
Алгоритм такой:
1) Сверхвнимательно отбирать работы для публикации в портфолио. Там не должно быть ничего, что бы мне не нравилось и не заслуживало «повторения».
2) Когда приходит запрос на работу, я, прежде чем отвечать, стараюсь понять, с кем я разговариваю. Кто пишет? Кто это человек в иерархии организации, придется ли ему советоваться с руководством, например, или он сможет принимать решения самостоятельно? Насколько он увлечен своей работой? Какому проекту предлагается помочь? О каком продукте речь? Я далеко не со всеми соглашаюсь работать, как, наверное, и многие другие мои коллеги. Если у моего потенциального заказчика был опыт работы с другими иллюстарторами, то не лишним будет спросить у коллег «как это было» и не возникало ли проблем.
3) Но больше всего мне нравится, когда меня просят что-то сделать люди, которых я уже люблю и профессионально очень уважаю. Чтобы так происходило, я стараюсь знакомится и дружить со многими замечательными коллегами, и лично, и онлайн. Пытаюсь помогать им — скажем, расшарить вакансию, подсказать нужного человека для какой-то задачи. В Украине и в Киеве множество отличнейших студий, с которыми я хотела бы работать. Время от времени все складывается, и кто-то пишет: слушай, мы тут подумали, твои картинки офигенно смотрелись бы в нашем проекте! J
Есть еще категория клиентов, которые готовы « съесть» иллюстатору мозг ради блестящего результата. Но это-то как раз и здорово. Если я уже выбоала заказчика (тщательно выбрала), я разрешаю ему все — и буковку в синий перекрасить, даже задание поменять в середине работы! Благо, даже не принятые изначально работы не пропадут — я всегда делаю то, что люблю, поэтому и они могут со временем пригодиться.
4. Вопрос дилетанта: и все-таки почему пластилин? Чем привлекает Вас этот материал на пути творческой самореализации?
– По трем причинам: во-первых, я категорически не согласна сидеть за компом большую часть своего рабочего дня. Надеюсь, что у большинства моих коллег проблем со зрением нет, но, думаю, многие меня поймут: когда выходишь от офтальмолога с рецептом на +1 диоптрию, невольно запаникуешь и задумаешься: «Че ж делать-то со своей работой дальше?». По сути, я просто заменяю часть работы за компьютером работой руками, кстати, очень приятной работой.
Во-вторых, такой способ работы позволяет мне проводить достаточно времени с детьми (их у меня двое, 5 лет и 2 года). Ну и в-третьих, неожиданно оказалось, что многим такие штуки по вкусу, и выглядят свежо. Популярность это случайный эффект. Но, конечно, мне нравится получать обратную связь и отдачу. По сути, все, чего я хотела изначально, это просто остаться дизайнером/иллюстаратором, будучи при этом полноценной мамой и не убить зрение окончательно.
5. Вы являетесь представителем сети behance в Украине. Как behance помогает украинским дизайнерам получить мировую известность? Есть ли уже яркие примеры такого признания?
– Тут не совсем корректная информация, но это нормально, многие часто путают. У behance нет представителей совсем, нигде. Просто пару сотен человек по всему миру проводят оффлайн-мероприятия и администрируют локальные странички в соцсетях. В Киеве мы проводим регулярные Behance Portfolio Reviews, это официальный ивент, вместе с Женей Семененко и молодежной организацией дизайнеров ВАРТО. Они проходят раз в полгода, весной и осенью, а в промежутке проводим небольшие встречи, где собираемся и обсуждаем какую-то важную для нас тему, например, собственные проекты, или как правильно оформлять проекты. Аналогичные встречи проходят уже, кажется, в 10 городах Украины.
Конечно, мне такая социальная активность в удовольствие, но я ей особого веса не придаю — по-моему, чем-то подобным должен заниматься каждый, по возможности. Для организатора любых полезных для его родного сообщества активностей польза просто громадная, затраченное время окупается многократно.
Так что сообщество(страница+ группа, и странички локальных сообществ по городам), которое я администрирую вместе с всеми этими прекрасными энтузиастами, просто помогает людям собираться и общаться в реальности — что само по себе немало. А продвижение — это личное и ответственное дело каждого.
Я про Бихенс могу говорить очень много. Главный секрет популярности в этой сети — отличный инновационный проект, способный вдохновлять, с большой образовательной ценностью — я имею в виду, например, развернуто показанный процесс создания, с разными стадиями работы. Бихенс это хороший источник информации для профильных изданий, по сути, это огромный блог о визуальных коммуникациях, просто контент создаем мы сами. Задача же ребят из команды Бихенс — отобрать все самое лучшее, помогая таким образом заказчикам находить подрядчиков, изданиям — контент, а коллегам — вдохновение и новые идеи.
Что касается мировой известности, тут уже сложно выделить долю важности именно этого ресурса. Ведь играют роль и публикации в авторитетных изданиях, и награды. Я думаю, не стоит надеяться только на один ресурс — это не панацея). А вот каждый раз стараться прыгнуть выше своей головы, и помнить о том, что развернутой публикацией своего проекта мы можем помочь нашим коллегам, журналистам и, возможно, заказчикам — стоит.
Вопросы задавал Алексей Фурман