1. Нужно ли PR-специалисту иметь профильное образование?
Однозначно нет, потому что я не знаю вузов ни в Украине, ни за ее пределами, выпускники которых получали бы все необходимые для работы в сфере PR знания. Поэтому что мы должны, как хорошие врачи, лечить не болезнь, а пациента. То есть помимо профессиональных знаний, иметь еще кое-что за душой, включая интуицию.
2. Чему, прежде всего, должен научиться пиарщик, чтобы стать настоящим профессионалом?
Для начала – интересоваться жизнью, любить читать и уметь трактовать тексты и ситуации, принимать ответственность, понимать мотивы действий людей. И это все не из области профессиональных знаний, а из области личностных качеств. Это фундамент, который строят семья, школа и жизнь, а не учебные заведения. На выходе должен получиться самомотивированный энциклопедически образованный эмпат. А потом уже добавляется профессиональная надстройка: понимание логики функционирования организаций разных типов и моделей потребительского и электорального поведения, знание всемирной истории и мировой культуры, умение ориентироваться в хитросплетениях информационного пространства, навыки ведения переговоров, etc, etc.
А вообще, пиар – это творчество. И к нему тоже нужно иметь призвание.
3. Топ-3 настольных книг профессионала PR
Если подразумевать под ними только профессиональную литературу, то 3-х книг, полезных каждый день, не наберется. Колоссальное количество повторов, сомнительных и бесполезных умозаключений, в большинстве случаев – полное несоответствие реальной практике. Поэтому у каждого эти книги будут своими. Я знаю людей, которые читают для профессионального вдохновения священные тексты – Библию, Тору, Коран, Бхагават-Гиту. Знаю тех, кто читает мемуары, и тех, кому по душе художественная литература. Мой же личный список безграничен – это может быть и что-то прочитанное в раннем детстве-отрочестве (вроде «Проклятых королей», «Государя», «Человеческой комедии»), и новые вещи. К примеру, в наше веселое время я бы сказала, что книги Терри Пратчетта – «Правда», «Движущиеся картинки», «Роковая музыка» – изумительные вещи для любого человека, пытающегося оказывать влияние на общественное сознание.
4. Как отличать «правильные» тренинги от бесполезных?
Совсем бесполезных тренингов не бывает. Из любой самой скучной книги можно извлечь или воскресить в памяти хотя бы одну неплохую мысль. И почти каждый тренинг (за исключением тренинга абсолютного нарцисса-дилетанта) заставляет встряхнуться, и активнее заработать сознание с подсознанием. В то же время, правильный тренинг для каждого свой, потому что у каждого свои потребности в самообучении. Поэтому можно разве что порекомендовать тривиальные вещи – посмотреть на профессиональный опыт тренера, почитать его собственные тексты и отзывы, внимательно изучить программу тренинга, честно посмотреть на себя со стороны или попросить об этом умного коллегу, чтобы понять, какие лакуны надо заполнить. То есть попытаться не попасть впросак. Но в любом случае это лотерея. Есть отдельные слушатели, которым не по душе вообще любые тренеры. А есть и те, кто в присутствии ярких преподавателей страдает до той степени, что начинает завидовать, ненавидеть и необоснованно злопыхательствовать.
5. Личные качества, которыми должен обладать и развивать в себе профессионал.
Сдерживать первое движение души, быть многозадачным адептом Юлия Цезаря, наслаждаться своим странным образом жизни и специфическим видом трудовой деятельности.
6. Ваш идеальный подчиненный – каким Вы его видите?
Я не люблю слово подчиненный и высокую иерархию. Есть люди, которые работают вместе. И этих людей я бы хотела видеть совершеннымиJ С высоким уровнем социального и эмоционального интеллекта, умеющими хранить секреты, быстро мыслящими, отвечающими за свои слова, ориентирующихся в реальности, как рыба в воде. Именно такие у нас и работают.
Вопросы задавал Алексей Фурман