Является ли писательское ремесло креативом? Смешной вопрос. Является ли писательство индустрией? Тут сложнее. Но большинство мастеров пера (сейчас, скорее, клавиатуры) признает, что сотворение книг все больше становится похожим на обычное производство со всеми составляющими – сроки, планы, техзадания…
Именно о соотношении писательского вдохновения и писательского ремесла Creativity.ua поговорил с Марией Миняйло – автором четырех книг: «Четыре оттенка счастья», «Диалоги с дьяволом», «Истории старого города» и «Дети града». Все четыре книги были тепло встречены читателями. Сегодня уже без натяжек можно говорить о Марии как об известном писателе. Как быть, когда муза не приходит, а дедлайн уже пришел? Как работает писатель, живущий писательским трудом? Есть ли секретные способы писать когда не пишется? Мы попытались найти ответы на эти непростые вопросы.
Сейчас в список креативных индустрий внесено более 20 направлений и отраслей деятельности, в том числе практически все творческие профессии. Можно ли утверждать, что литературный труд – это индустрия?
Безусловно. Как и любой вид творчества) Индустрия литературы включает в себя издательские дома, библиотеки, книжные магазины и любой другой вид «продвижения/пропаганды» литературы. Кто-то создает шедевр, кто-то помогает этот шедевр сделать еще шедевральнее, а кто-то выносит его в массы. Не будь литература индустрией, мы бы вряд ли когда-нибудь узнали о Джоан Роулинг или Стивене Кинге.
Что же все-таки в писательский труд пришло из индустрии: организация работы, KPI, отчетность, алгоритмизация?
Я вам так скажу: если писательство – это работа (грубо говоря – способ зарабатывания денег), то ты физически не можешь себе позволить «искать неделями вдохновение». Есть сроки, оговоренные с издателем; время редактора, которое он должен на тебя потратить и прочее-прочее. В такой ситуации без самодисциплины и организации продукт не будет изготовлен в срок)) Конечно, если писательство – хобби, тогда можно одну главу творить хоть полгода. Ловить так сказать «идеальное вдохновение».
Насколько важна в писательском труде самодисциплина и самоорганизация, насколько удается рационализировать творческий процесс и нужно ли это вообще?
Очень важна. Безусловно, у всех разный уровень «трудоспособности». Кто-то может, как Барбара Картленд (автор «ванильных» женских романов) каждый год выдавать по книге. Хотя у самой Картленд рекорд 26!! романов за год))) Но в большинстве случаев нужно себя заставлять садиться и писать. Есть вдохновение или нет – а надо. Сроки)
Для Вас, как для человека, у которого слово – основной инструмент, существует ли разница между понятиями «творчество» и «креатив» или это одно и то же понятие на двух языках?
Для меня лично это синонимы. Но глобально эти два понятия можно сравнить с «талантом» (творчество) и «гениальностью» (креатив), где второе значит «нестандартный, новаторский подход; умение шокировать, удивить творчеством». Как-то так.
Можно ли запрограммировать вдохновение? Внести его в техзадание и выставить сроки выполнения?
Вдохновение на то и вдохновение, что оно не подается программированию. Тем не менее, глобально даже вдохновение можно структурировать. Когда ты знаешь себя и свои возможности, тогда можешь легко распланировать время, которое потратишь на написание книги (рассказа, повести) с учетом «холостых» дней. Конечно, творчество нельзя просчитать, структурировать и красиво упаковать в коробочку. Но научиться по-хорошему себя заставлять писать и ставить себе конкретные сроки и задачи – очень даже возможно.
Как Вы относитесь к революционному прорыву новых технологий? Ваша реакция на эту тенденцию: восторг, ужас, равнодушие, детский интерес или что-то другое?
Все новые технологии призваны максимально упростить нашу жизнь, чтобы в ней оставалось больше времени для творчества)) Поэтому скорее они вызывают удовлетворение.
Писатель – всегда немного пророк: как Вы считаете, сможет ли искусственный интеллект написать великий роман, гениальную поэму или эпохальную пьесу? Если говорить более глобально: могут ли технологии, даже самые совершенные, заменить человека-творца – писателя, художника, композитора?
Если они будут способны мыслить и чувствовать, то почему бы и нет? Можно создать алгоритм «идеального писателя», забив в базу слог, стиль и особенности ряда великих. Сформировать сюжет, прописать героев. Задать каким должен быть финал (трагедия, комедия)… В итоге получится правильно написанная книга с грамотно выстроенной сюжетной линией, которую никто не будет читать. Хорошая книга должна вызывать эмоции. Всегда.
На творчестве построена вся мировая культура. Украинская культура – это часть мировой, бесспорно. А вот что касается уровня – тут не все так однозначно. Что нужно сделать, что создать и как мобилизовать творческие усилия, чтобы вывести украинскую культуру на мировой уровень, избавить ее от стереотипа «сельской», который, к сожалению, до сих пор бытует.
Время. Прежде всего нужно время. Если говорить о массовой литературе, то она только развивается на просторах нашей страны. Но делает это достаточно стремительно и успешно. Уверена, что через 10-20 лет украинские писатели будут блистать на мировой литературной арене.