Здоровая конкуренция обеспечивает прогресс экономики страны. Чтобы быть конкурентоспособным в эпоху научно-технического прогресса, нужно чувствовать и предугадывать тренд. Его можно также задавать самому. А рынок, будто серфер, подхватит волну. Конкурентность — это и про инновации.
Сейчас мало быть производителем качественных услуг или товаров, нужно быть современным производителем. В данном выпуске «Философского Сада» учредителем и CEO Creative States Илья Кенигштейн и автор проекта Демьян Ом обсудили ответственность в бизнесе и жизни в целом, креативность и то, кто же действительно представляет Украину в мире — художники или политизированные олигархи. Кратко — читайте «Тезисы»**, а подробнее — слушайте подкаст.
Моне или Мане?
Украинские бизнесмены и художники говорят по сути на разных языках. Иногда возникает вопрос: общаются ли они вообще? Поскольку эти сообщества практически не пересекаются, то культурные индустрии, которые коммуницируют друг с другом, могли бы эффективно наладить диалог с креативными предпринимателями и создавать продукт, который сейчас не создается.
Для того, чтоб существовал бизнес, необходимо искусство. Почему это важно? Общество не способно потреблять, если имеет примитивные потребности. Условно говоря, пока примерно половина населения не чистит зубы по утрам, нет смысла рассказывать этим людям про Моне (и почему Моне и Мане — два разных человека).
Бизнес и искусство существуют на разных платформах хотя бы из-за того, что первый не замечает возможностей, которые обеспечивает второе.
Одно из основных мест пересечения искусства с бизнесом — это кинотеатры.
Я люблю людей-перебежчиков… которые были в искусстве и начали заниматься бизнесом. И наоборот. Они строят бизнес на стыке.
Илья Кенигштейн
Кто отвечает за счастье?
Во времена, когда движение прогресса переходит на сверхскорости, наши политики являются теми, кто представляет страну на международной арене. В то же время, здесь, дома, политическая сфера являет собой тормозящую прогресс силу.
За последние несколько сотен лет политика не обновляла свои протоколы. Украинское общество до сих пор выбирает одного человека, на которого перекладывается вся ответственность за личное счастье каждого.
Быть человечным — это как?
Демьян Ом
Теория и практика
Увы, между теорией и реальностью образовалась огромная пропасть.
В теории можно было бы постараться взрастить бытовую культуру за счет накопления знаний. Показать обществу, чем же так крут этот Моне (и Мане тоже), как он создавал свои произведения. Чтобы человек, благодаря полученным знаниям и будучи open-minded, сам захотел улучшить свою жизнь.
В реальности, выйдя на улицу, можно взрастить разве что страх от прогулок по вечерним улицам, получить по голове или помочь получить кому-то другому. По сути, если человек чего-то хочет, то должен уметь это добыть. Любыми способами.
Самые богатые люди в Украине на сегодняшний день — в основном, те, кто в свое время увидели хорошую теплую трубу, залезли на нее, а теперь отпиливают куски, на которые пытаются сесть другие.
Именно поэтому в восприятии среднестатистического постсоветского человека существует стереотип, что бизнесмен или бизнесвумен — люди так себе. Хотя по факту это люди, которые решились взять на себя ответственность за ежедневное принятие важных решений. Все-таки бизнес — предполагает дичайший уровень ответственности. Им могут заниматься только те, кто готов к такому напряжению.
Чем полярней общественное мнение, тем легче людей ввести в заблуждение. Тем больше желающих это сделать. Тем больше давка за внимание. Тем ярче информационное поле. Тем чаще возникают безумные идеи. Тем абсурднее общественный дискурс. Тем меньше хочется в нем участвовать. Потому что сколько можно верить в сказки?
Илья Кенигштейн
План Б
Поговорим о плане Б. Так вот, такого плана быть не должно. Если вы решили стать предпринимателем и хотите достичь хороших результатов, нужно забыть о запасных планах.
Есть моменты, и их много, когда запасного варианта быть не должно. Иначе вместе с ним появится возможность отказаться от своих стремлений и желаний и спрыгнуть с поезда задолго до цели. Если есть план Б — план А фактически запрограммирован на проигрыш.
Немного о поражениях
В Украине существует негласная традиция — скрывать свои неудачи. Считается постыдным рассказывать о том, как ты падал, взбираясь по карьерной лестнице.
А вот в мире инноваций все наоборот. Ну, упал, с кем не бывает. Важно то, что человек оказался достаточно сильным, чтобы подняться, храбрым, чтобы признать свое поражение, умным и опытным, чтобы извлечь урок и не повторить падение.
И напоследок
Очень важно не просто качественно думать, но и развивать эмоциональный интеллект. Уметь управлять своими и чужими эмоциями, капитализируя их и превращая в определенное действие. К слову, это качество стало особенно цениться с появлением креативной экономики, лет десять (двадцать — Прим. Ред. «The Creative Economy. BusinessWeek» (Special double issue: The 21st century corporation, 28 августа 2000 года. С. 1-5) тому назад. И снова мы возвращаемся к инновациям.
Если ты переходишь от состояния «стимул-реакция» к состоянию человека мыслящего, кроме самокопания, в тебе растет еще и замечательное состояние мудрости. Когда знаний не просто много, а ты умеешь ими оперировать — тогда ты благородно относишься к людям, принимая их, искренне. Так это состояние дает фору в бизнесе.
Демьян Ом
Обладать развитым эмоциональным интеллектом — значит дружить с культурой, ежедневно учиться и развиваться, брать ответственность за ошибки и достижения, уважать и принимать во внимание точку зрения других.
Итого, очень важно быть щедрым и честным перед самим собой. Остальное рынок сделает сам.
[c]
Больше смыслов и открытых вопросов к читателю о культуре бизнеса и просто культуре — в часовом подкасте.
Этот текст также доступен на украинском языке — по этой ссылке.
Все материалы проекта «Философский Сад» — лонгриды и подкасты — доступны тут.
*Партнерский материал
**«Тезисы» — это впечатления наших редакторов после прослушивания подкаста. Это синтез смыслов, кристаллизированных из беседы двух людей. Попытка показать смысловые, сущностные акценты. В коротком тексте. «Тезисы» — это не цитаты, а авторские высказывания редакторов, написанные как общее впечатление от разговора. «Тезисы» отвечают на вопросы «ЗАЧЕМ говорили?» и «КАКИХ ТЕМ КАСАЛИСЬ эти люди?», подкасты — на вопросы «ЧТО в точности говорили?», «КАК именно говорили?».
***Познакомиться с людьми, которые работают над проектом, можно здесь. Благодарим за неравнодушие и частичную поддержку проекта программу «Культурная Столица» Днепра i программу развития местного самоуправления и освещения деятельности Днепровского городского совета.
«Философский Сад» прямо сейчас получил продолжение — идет краудфандинг на английскую версию «Тезисов» для публикации на европейских платформах. Мы хотим, чтобы голоса украинских мыслителей зазвучали на международном рынке культурных и креативных индустрий.
Многие герои «Философского Сада» стали приглашенными тьюторами Открытого Университета U — новых программ по философии, дизайну, проектного менеджмента для культурных и креативных индустрий.