Reklamaster.com продолжает опрашивать спикеров Форума Креативных индустрий о результатах 2018 года и трендах в различных сферах. Наша собеседница – соосновательница ОО «Скульптурный ЦЕХ» и искусствовед Екатерина Пидгайна – рассказала о тенденциях в украинском современном искусстве и о том, как вести диалог со зрителем.
Какие украинские культурные и просветительские проекты 2018 года Вы считаете самыми знаменательными. Почему?
Перечислю несколько важных на мой взгляд проектов в сфере искусства, не возьмусь за все культурное поле. Как почитателя скульптуры, меня начало года порадовало выставкой работ Эрнста Барлаха и Кете Колльвиц в Национальном художественном музее Украины. Да и вообще, в этом году в НХМУ произошли видимые позитивные изменения с точки зрения не только имиджа, но и нового качественного подхода к экспозициям. Захватывающим для меня оказался проект Павла Гудимова Metropolis, из авторских проектов цельным и вдумчивым мне представляется выставка «Уявні відстані» скульптора Назара Билыка в «Киевской картинной галерее». Много значимых проектов были реализованы благодаря УКФ, и тут примечательно, что многие из них состоялись в разных регионах Украины. Важной для презентации украинского искусства миру стала выставка «Перманентная революция» в Музее Людвига (Будапешт). С точки зрения образования мне импонирует то, что делает KAMA, Projector, Культурный Проект, а исследований – «Мистецький Арсенал» и PinchukArtCentre.
Какие тенденции наблюдаются в украинском современном искусстве, в частности в скульптуре?
Тенденции, которые настораживают, – массовое осваивание бюджетных денег и одновременно низкий уровень контроля качества художественного контента, который выдается на-гора. И как результат – в 2018 году появляется мурал на Осокорках или убогие скульптуры во Львове… Позитивная тенденция – арт-сообщество становится более чувствительным к «правдивости» и качеству художественного высказывания, поэтому авторам и кураторам приходится более взвешенно подходить к своим проектам и повышать свой профессиональный уровень. В скульптуре не могу выделить какую-то четкую тенденцию – скульптура и скульптурные проекты все еще появляются редко и пока являются украшением в большей степени частных территорий, нежели городского общедоступного пространства.
Как выстраивать коммуникацию с посетителями выставочных проектов в условиях, когда работы современных авторов зачастую вызывают у широкого зрителя непонимание?
Одна из задач современного искусства – задавать вопрос зрителю, вступать с ним в диалог. Зрителю нужно также быть готовым к этому диалогу. К тому же, в концептуальном искусстве неотъемлемой частью работы часто становится концептуальная описательная часть, которая зачастую располагается рядом с работой. Многие не воспринимают это как полноценную часть объекта, а в этом случае сложно уловить и половину вложенного смысла.
В последние годы в украинских городах активно проводят декоммунизацию, в частности, демонтируют памятники деятелям советской эпохи. Что стоит устанавливать на их месте?
Стоит очень бережно подходить к вопросу демонтажа памятников. К сожалению, то, что уже произошло со многими высококлассными скульптурами, – просто преступление. На их месте тут же устанавливать что-то другое вовсе не обязательно. Это еще слишком живая рана.
В одной из своих статей Вы отметили, что скульптура играет важную роль в туристической привлекательности города. И привели пример – Барселону. Что необходимо Киеву и другим большим городам Украины взять из опыта Барселоны?
Любовь и гордость за свой город и страну не только на словах, объединение усилий людей и институций, а не их рассредоточение, эстетическое и этическое образование с младших классов.
Блогеры пользуются популярностью у молодого украинского поколения: они вдохновляют подростков, влияют на их культурные предпочтения. Возможно ли сотрудничество блогеров и культурных организаций? Если да, то как это организовать?
Думаю, прежде всего блогеры должны хотеть создавать культурный контент. В культурной сфере ощущается нехватка кадров, как и недостаток понимания, зачем такие кадры нужны.
С другой стороны, если в других сферах при сотрудничестве с блогером предусмотрена достаточно высокая оплата за услуги, то в культурной сфере Украины еще существует позиция, что такого рода услуги стоят мало или вовсе ничего не стоят. Это же приносит удовольствие! Однако, этот факт для действительно заинтересованного специалиста не должен становиться камнем преткновения на пути саморазвития.
В украинских школах мало уделяют внимания культурному просвещению детей. Максимум – одноразовый поход в театр или экскурсия в музей, и такие мероприятия воспринимаются школьниками больше как «обязаловка». Как изменить эту ситуацию?
Брать иностранный опыт, внедрять новые подходы и методики для обучения малышей как в музеях, так и школах. Некоторые украинские музеи, кстати, уже берут это на вооружение. Также, в частных школах этому уделяют больше внимания. С учетом появления большого количества грантовых программ и готовности европейских музеев делиться опытом, понять, как это делать нескучно, грамотно – вполне реально. Главное, стобы было желание взвалить на себя эту миссионерскую ответственность.
Вопросы задавала Виктория Теравская