Мохамед Джаухар,
исполнительный креативный директор
Serviceplan Group
Виртуальная реальность стремительно выходит за рамки «крутой технологии», трансформируясь в ценный компонент интегрированных коммуникаций. А основным вопросом становится, как полноценно использовать коммерческий потенциал VR, не для одноразового wow-эффекта, а в качестве эффективного инструмента взаимодействия с потребителем? Возможно ли это в принципе?
Первостепенное значение при внедрении каждой новой технологии в прикладной маркетинг имеет ее релевантность и возможность интеграции в существующие рыночные реалии. Имеется огромное количество примеров технологий, которые «умерли» после того, как были благосклонно приняты пользователями, например, Microsoft Kinect, Google Tango и даже 3D TV!
Виртуальная реальность сегодня, конечно же, еще не «умирает», и то как мы используем ее для создания контента станет ключом к формированию будущей эволюции этой технологии. Крис Милк, американский режиссер, сказал: «Говорить о VR – это как рассуждать о танцах по архитектуре», – отличная фраза, чтобы выразить, насколько сложна и нетривиальна эта тема. Однако, с другой стороны, в более простой форме, VR, как и любой канал коммуникации, является «окном» в мир новых возможностей и вопрос лишь в том, каким контентом его наполнить и в каком формате преподнести.
Технология была запатентована в 1962 году и по мере ее развития трансформировались представления о возможностях ее прикладного применения. Существуют различные примеры того, как крупные бренды инвестировали миллиарды в VR, придя к разочаровывающим выводам и результатами, в итоге повесив ярлык «не рабочей» технологии на VR.
Однако, не стоит путать «не рабочую» технологию с «непониманием» ключевых принципов ее использования. Для многих опыт создания VR-кампаний ограничился съемкой 360-градусного видео, выказывающую наивность и отсутствие глубокого владения сложной технологией.
Путь маркетологов, осваивающих VR неподготовленными, чреват быстрым осознанием того, что правила создания 2D-контента тут не работают.
Проще говоря, независимо от устройства – мобильного телефона, планшета, ноутбука или гарнитуры, когда речь заходит о привлечении аудитории, качество VR-контента имеет первостепенное значение для восприятия бренда и принятия решения о последующей покупке продукта.
Прежде чем приступать к внедрению VR-технологий в маркетинге, необходимо ответить на ряд вопросов, наиболее важным из которых является: «Зачем я использую VR – для информационных целей, продакт плейсмента, в качестве «визитки»?»
Следующим вопросом должен стать, «Каким способом я планирую общаться с аудиторией – предоставляя контент развлекательного характера, посредством игр или для оформления контента?»
Существует ряд ярких и успешных примеров имплементации VR в маркетинге, которые захватывают воображение зрителей и блестяще передают ключевые ценности брендов и продуктов, например, компания Perillo Tours, которая запустила Perillo Travel VR, предоставив каждому возможность отправиться в любую точку мира без необходимости покидать стены своего дома.
2018 год станет годом прорыва для VR-технологии из-за использования ее, как ключевого инструмента цифрового маркетинга на Кубке мира по футболу FIFA.
Давайте же не будем преждевременно «хоронить» перспективную технологию, а искать пути использования виртуальной реальности как инструмента цифрового контента, который работает, акцентируя основное внимание на качество и релевантность контента.
Василий Танасийчук,
исполнительный креативный директор
Serviceplan Ukraine
В то время, когда наши западные коллеги уже заявляют о том, что VR хоронить преждевременно, украинский маркетинг только начинает входить во вкус и уверенно развивать экспертизу во владении этим многогранным инструментом. С каждым годом мы видим все больше успешных украинских кейсов, в которых использование VR выглядит продуманным и действенным ходом, вовлекающим потребителя в новые увлекательные отношения с брендом.
Если говорить о VR в контексте Serviceplan Ukraine, мы уже успели реализовать несколько интегрированных рекламных кампаний с миксом VR и AR. Опыт показывает, что главными условиями успешного использования VR являются правильная коммуникационная стратегия, незаурядная идея с фокусом на продукт и культурный контекст, в который мы внедряем привлекающие внимание потребителя рекламные триггеры. Вооружившись этими компонентами сегодня фактически любой бренд может включить в свой коммуникационный арсенал VR-технологии.
Однако, в случае если использование инноваций становится целью, а не средством, об эффективности говорить сложно. В любом случае, можно смело утверждать, что VR еще далеко не исчерпал своих возможностей и в скором времени мы увидим множество вдохновляющих украинских примеров того, как виртуальное помогает брендам продавать реальный продукт и строить долгосрочные отношения с реальным потребителем.