Артем Афян — управляющий партнер компании Juscutum, которая специализируется в сфере IТ и защите бизнеса. Два года назад Афяну присвоили звание лучшего адвоката года в IT-праве в рейтинге Ассоциации Адвокатов Украины.
В интервью Артем рассказывает о том, на какие вопросы должно давать ответы право, почему оголтелая защита авторских прав может привести к тому, что культура станет второсортной, и какие книги стоит почитать, чтобы лучше понимать юристов, и не только.
Три года назад вы создали PatentBot. Расскажите детальнее, как этот механизм работает, сколько занимает по времени регистрация ТМ и из чего состоит стоимость?
Подача заявления занимает 5-10 минут, а сам процесс выдачи ТМ с «Укрпатентом», независимо от того, когда вы подадите, занимает больше года.
Стоимость состоит из госпошлины и услуги бота. Последнее составляет в два раза меньше, чем стоимость услуг среднего патентного поверенного.
Что включает в себя регистрация торговой марки?
Схема очень простая, это можно увидеть на сайте. Но логичнее рассказать, зачем мы это придумали. Человеку нет смысла оставаться в этой профессии, потому что постоянно приходится повторять одни и те же вещи, давать одни и те разъяснения. Вот мы и создали робота, который консультирует. За три года он провел миллион диалогов. Можете, например, проверить, занята ли торговая марка, которую вы придумали.
Сколько торговых марок вы уже зарегистрировали, на каких этапах и с чем обычно возникают трудности?
Мы зарегистрировали около тысячи торговых марок. Трудности состоят в том, что «Укрпатент» отказывает в регистрации ТМ, если будет выявлена схожесть. Но это такие же трудности, как если подавать заявку через человека. Специфические проблемы в том, что робот — это робот: иногда он не работает, может «лечь», поэтому требует внимания и постоянных доработок.
Каких клиентов у вас больше всего? Из каких сфер?
Ритейл, производство и IT.
Правда ли, что в Украине еще не был выигран ни один суд по авторскому праву?
Было много судов, но не все победы являются такими, которыми стоит гордиться. Но «Не так все безнадежно в Датском королевстве!».
Как Facebook защищает авторские права и права на торговую марку? И что нужно, чтобы Facebook удалил/заблокировал страницу-самозванца?
Если раньше можно было пожаловаться на контент за нарушение авторских прав, то сейчас эта строка уже год как отсутствует. Сейчас вы можете пожаловаться на насилие, оскорбительный контент, а пожаловаться на нарушение авторских прав — гораздо более сложная процедура. Защищать контент — не человеческая работа в эпоху, когда роботы начинают выполнять все больше функций, даже создавать контент.
Сейчас Facebook сделал мудреную схему и чаще всего это работает через Instagram, в котором есть жалоба на авторское право, и она автоматически распространяется и на Facebook.
Думаю, что скоро мы увидим Facebook/ Instagram-юристов, потому что соцсети — это отдельная сфера права.
Какие сферы на сегодня являются наиболее проблематичными в контексте соблюдения авторского права?
Вообще у авторского права нет сфер. Но сам по себе это интереснейший вопрос. Авторское право — невероятно сложный инструмент. Была когда-то Римская Империя, которая изобрела множество прекрасных вещей, в том числе и право. Римляне сформулировали, что такое право собственности, триаду — владение, распоряжение и пользование. В отношении авторского права это все не применимо. И до сих пор нормальные юристы не смогли обосновать, что связывает человека и идею, какой объем влияния у него есть на эту идею, насколько идея является собственностью конкретного человека?
Греки верили, что есть мир вещей и мир идей. Первый — тень второго. Право должно фундаментально давать ответ на вопрос «Как они связаны?»
А оно не дает ответа, что порождает кучу проблем. Например, до какой степени мы защищаем авторское право; где грань между развитием чужой мысли и плагиатом?
Авторское право не учитывает, что два разных воплощения одной идеи могут быть сделаны разными людьми, независимо друг от друга.
Фраза «идеи носятся в воздухе» во многом справедлива. Многие идеи базируются на сотнях других. Мы придумываем что-то, потому что до этого что-то читали, видели, слышали. Пока что есть некое временное ограничение на авторское право, которое составляет 75 лет. Спустя этот срок после смерти автора его произведения можно свободно использовать.
Изначально авторское право охранялось только при жизни автора. Как только проходило, условно, 15 лет, произведение уходило в народное достояние. Если мы говорим о пьесе, то ее могли спокойно переделывать.
Но все изменил Уолт Дисней, а позже его поддержал Боно из U2, лоббируя положение, чтобы срок 75 лет был еще продлен. И в итоге за последние 50 лет народное достояние не обогатилось ни единым произведением. Это стало приводить к парадоксальным вещам. Французы, как самые оголтелые защитники авторских прав, обнаружили, что из-за такого законодательства по защите авторских прав их культура становится второсортной. Ведь только 5% книг в мире издаются на французском языке. Франция решила ввести закон «О забытых книгах». Речь идет о книгах прошлого века, которых нет в книжных магазинах, не считая букинистических. Центральная библиотека оцифровала их и выкладывала в общий доступ. Наследники могли подать заявку об исключении из общего доступа, но если книга не появлялась в магазинах, то она снова попадала в общий доступ. То есть авторское право начало сдерживать развитие культуры.
Кем бы вы были, если бы не стали юристом? У вас же пять лет назад вышла книга IRock, полуавтобиографическая повесть о любви и любви к музыке, в частности.
Мог бы быть врачом, потому что бабушка — медик, но в какой-то момент понял, что отвечать за жизни людей в буквальном смысле — совсем другой уровень ответственности, чем защищать их право.
А возможно, был бы журналистом или держал кабаре. Но, кстати, я отчасти воплотил эту мечту, являясь со-создателем арт-бара «Хмільна муза», где мы проводим камерные концерты и творческие встречи с актерами театра.
Компания Juscutum pro bono поддерживает Музей имени Тараса Шевченко, театр Сузір’я и театр имени Леси Украинки, недавно к нам обратился Театр на Подоле. Таким образом чувствую себя причастным к искусству. Еще один любопытный проект, который веду, Bitcoin Movie Вовы Лерта, который читал мой сборник и даже хотел что-то из него включить в свой новый сериал о городских историях. Недавно создал настольную игру «Криптомания». Она для тех, кто хочет весело провести время и понять, как функционирует рынок криптовалют.
Ваша компания принимает в качестве оплаты криптовалюту. Как вы относитесь к тому, что ее тысячи видов? Как понять, каким можно доверять?
В этот рынок нельзя входить без знания. Поэтому я советую каждому сперва в нем разобраться. Если вы лично поверите в ценность криптовалют и дадите себе ответ на вопрос, зачем вам все это, тогда начинайте использовать. Этот совет не распространяется только на трейдеров и тех, кто хочет разбогатеть на простой операции «купи-продай». Как и на любом другом рынке, лучше найти нишу, где ваша деятельность будет приносить реальную ценность.
Насколько произведения искусства, например, сериалы вроде «Лучше звоните Солу» правдиво изображают жизнь и деятельность адвокатов? И что вы посоветуете почитать/посмотреть по теме?
Сол — пройдоха и прохвост, популярный персонаж. Но я бы, скорее, посоветовал прочитать книгу «Защита Лившица» об адвокатских буднях в Ростове 1990-х годов. Абсолютно чеховский стиль письма, наша реальность и потрясающий юмор. Первая история о том, как адвокат регистрировал синагогу как юридическое лицо.
Стоит почитать Джона Гришема, известного своими «юридическими триллерами». Наверное, нет ни одного юриста, который бы не «просидел» на Гришеме, как на героине. Он же и выступил сценаристом экранизаций своих романов. Например, «Фирмы» с Томом Крузом в главной роли.
В «Благодетеле» молодой юрист, только-только приведенный к присяге, пытается всем сразу помочь и у него это не совсем получается. Это история о том, что дорога чистой добродетели зачастую никуда не приводит. Есть экранизация Фрэнсиса Форда Копполы с Деймоном и Де Вито.
Советую еще фильм «Мой кузен Винни».
А вот «Адвокат дьявола» иллюстрирует юридическую профессию только для школьников. Потому что не существует дьявола, который соблазняет гонорарами размером 1000$ в час — тебе нужно их выгрызать. Нет того, кто пришел бы и сказал «продай-ка свою душу». Ты сам выставляешь ее на тендер, и часто не проходишь.
Кто лучший друг юриста? Есть ли у юристов друзья, которым можно доверять?
Юристы тоже не каменные. Для меня лучшим другом является мой партнер по бизнесу, с которым мы вместе работаем уже 12 лет.
«Экзистенциальный» вопрос. Юрист — это профессия или призвание? Те ваши коллеги, с которыми мне доводилось общаться, похожи по темпераменту: непоколебимые, самоуверенные. Вы все эмоции держите в себе или это состояние внешнего спокойствия пришло не сразу?
У меня была очень хорошая «школа» еще в университете. Была и сейчас есть так называемая юридическая клиника, где студенты помогают неимущим под кураторством преподавателей. Сложно психологически сталкиваться с теми делами, когда ты не можешь помочь, понимая, что справедливости не будет. Или ты можешь «помереть» на этом деле, но не помочь всем остальным. Или дело может развернуться против тебя.
У юристов должно быть то, что Гоголь как-то назвал: «Дубленая душа». Но это спокойствие, уверенность приходит только со временем. И дай Бог, чтобы оно не подвело.
Беседовала Ольга Усачева, эксклюзивно для портала Creativity.ua