Издание Business Insider обратило внимание на растущую популярность феномена под названием resting & vesting, когда опытные разработчики из Кремниевой долины получают опционы компании и ждут возможности их обналичить. Они работают меньше своих коллег, бездельничают или выполняют более легкие задания, получая за это сотни тысяч долларов.
Один из разработчиков Facebook работал над политизированным проектом. Ему приходилось прилагать серьезные усилия, чтобы двигать его вперед и руководить командой из нескольких десятков человек. Разработчик был вымотан, но уволиться не мог — ему нужно было платить по счетам.
Он рассказал руководителю о своих планах — дождаться конца года, обналичить акции, заплатить по счетам и уволиться. В ближайшие шесть месяцев он не собирался брать новые проекты, а хотел довести до конца текущие.
«Руководитель сказал, что я могу больше не приходить на работу», — вспоминает разработчик. Он думал, что его немедленно уволили: «Но руководитель пояснил, что я выгорел и мне требуется отдых. И если я никому не скажу, то коллеги подумают, будто меня перевели в другую команду».
Не тайный клуб Кремниевой долины
В американских ИТ-компаниях принят механизм отложенного получения доли в компании под названием вестинг. Он нужен для того, чтобы «привязать» сотрудников и мотивировать их работать усерднее. Стандартный вестинг длится четыре года, но условия могут меняться в зависимости от компании.
Например, через четыре года сотруднику положено получить 10 тысяч акций. По условиям соглашения он имеет право выкупить их за $0,1. Всего он потратит $1000. В первый год сотрудник получит 2,5 тысяч акций, а оставшиеся 75% — равными долями в течение последующих трех лет.
Если за четыре года оценка компании возросла, и стоимость акции увеличилась до $100, то сотрудник заплатит фирме $1000, а себе оставит $999 тысяч.
Зачастую размер опциона может многократно превышать оклад — например, если человек был одним из первых сотрудников компании-«единорога», чья оценка превышает $1 млрд.
Когда разработчик Facebook перешел в «режим ожидания», он стал ходить на ИТ-конференции, заниматься личными проектами, заводить полезные знакомства и планировать следующий этап карьеры.
Позднее разработчик понял, что руководитель хотел купить его молчание — проект оказался проблемным, и его было необходимо свернуть, а он мог поднять шум и стать проблемой. Тогда его решили мягко вывести из игры: «Руководитель подсчитал, что это почти ничего не стоит компании», — рассказывает разработчик Facebook.
По словам руководителя компании Outreach Мэнни Медины, разработчики становятся «бездельниками» по разным причинам. Он столкнулся с этим феноменом, когда учился в магистратуре и параллельно работал разработчиком.
Мэнни Медина
Он досрочно завершил проект и предупредил руководителя, что уволится сразу как получит диплом. Руководитель не стал давать ему новый проект, а вместо этого попросил обучить других сотрудников компании. Поэтому он стал просто приходить в офис и заниматься бумажной работой. Все что от него требовалось — быть «где-то неподалеку», чтобы коллеги могли задавать вопросы.
Спустя несколько лет Медина устроился в Microsoft и увидел, как компания использует должности с высокими окладами для удержания инженеров и исследователей из экспериментального отделения Microsoft Research.
Компания забирала востребованных специалистов из области создания искусственного интеллекта, робототехники, распознавания естественных языков, квантовых вычислений и позволяла совмещать работу со ставкой преподавателя или исследователя в университете.
«С одной стороны у тебя работает талантливый сотрудник, а с другой ты не позволяешь конкурентам его переманить. Это очень полезно — своего рода оборонительная тактика», — рассказывает Медина.
Умники Цукерберга
В Facebook существует иная система для удержания разработчиков, рассказывает бывший сотрудник компании. Она называется «избирательное премирование». В том случае, если разработчик добросовестно выполнил работу или добился успеха, он дополнительно получает ограниченные акции компании, стоимостью в десятки или сотни тысяч долларов.
Обналичить акции можно также спустя определенный промежуток времени — это позволяет сохранить разработчиков в команде. Приказ о премировании подписывают высокопоставленные руководители Facebook — иногда даже Марк Цукерберг.
По словам бывшего сотрудника компании, дополнительные опционы получили многие разработчики, которые работали в Facebook до того, как соцсеть вышла на IPO: «Спустя какое-то время количество их акций увеличилось в четыре раза, поэтому они не уходят. Это очень хорошие разработчики, незаменимые. И они начинают работать с 9:00 до 17:00».
По словам автора Business Insider, у Facebook репутация компании, которая требует от разработчиков задерживаться допоздна: «Избирательное премирование вводилось не для того, чтобы поощрять расслабленное отношение к работе. Но оно определенно играет роль».
Например, такие разработчики попадают в «атмосферу успеха»: их начинают узнавать топ-менеджеры, они могут сами выбирать, над какими проектами работать, и получают щедрые ресурсы, что позволяет им тратить меньше сил и добиваться более высоких результатов.
«Это очень умные люди, они не уходят. Им чуть больше тридцати, но в год они зарабатывают семизначную сумму. Причем им не нужно напрягаться. Вот они и прохлаждаются», — рассказывает бывший сотрудник компании.
Высокоэффективный разработчик
Иногда «бездельники» могут быть в 10 раз эффективнее обычных разработчиков. «Легенда гласит, что за час такой сотрудник может сделать столько, сколько остальные делают за десять часов. Среди них бывают как гении, так и обычные люди, которые хорошо разбираются в проекте и знают каждую деталь жизненно важной системы», — пишет автор Business Insider.
Со временем люди начинают приносить неочевидную пользу. Например, они могут подсказать слабые места того или иного проекта, помочь с поиском багов или заменить неожиданно выбывшего члена команды.
В Facebook работал один парень. Он не перетруждал себя работой, но когда сервис «падал», он быстро восстанавливал его работу. Он обращал внимание на такие вещи, которые не замечали остальные.
Нова публікація під назвою Why Design Matters: Conversations with the World’s Most Creative People охоплює есе, фотографії, цитати та майже 60 інтерв’ю з шоу. Деббі Міллман — письменниця, дизайнерка, педагогиня, художниця та знавець подкастів — оголосила...
Цей вебсайт використовує файли cookie. Продовжуючи користуватися цим вебсайтом, ви даєте згоду на використання файлів cookie. Відвідайте сторінку Політика конфіденційності. Погоджуюсь