Несколько месяцев назад я отключил оповещения у приложения Facebook на моём телефоне. На прошлой неделе я его удалил нафиг.
Cтоит прояснить, что мне искренне нравится Facebook. С его помощью я остаюсь на связи со своей семьёй и друзьями, которые живут в разных концах планеты. Однако недавно я заметил, что соцсеть стала всё больше меня доставать — и в конце концов она даже сломала «четвёртую стену», после чего пользоваться ей стало неприятно. Приведу несколько примеров.
Вы делились информацией Х дней подряд, и теперь ваши друзья отвечают
Эти оповещения явно создавались на основе функции Snapchat под названием Snap streak, с помощью которой пользователей стимулируют на постоянный обмен сообщениями. Но чёрт возьми, до чего же неестественно озвучивать подобное.
Словно разработчики приходят к тебе и говорят: «Вы пользуетесь платформой именно так, как мы хотели, и благодаря этому у вас есть друзья. Вам ведь нужны друзья, да? Вам нравится, когда вас любят, не так ли? Вот и продолжайте публиковать».
Я понимаю и уважаю стремление компаний получше узнать то, как их аудитория реагирует на записи в соцсети, но когда к обычным пользователям обращаются так, будто они маркетологи, это настораживает.
Эксплуатация добрых намерений
Людям нравится поздравлять других людей с днём рождения. И предаваться воспоминаниям о приятных моментах из прошлого. Facebook мастерски играет на этих сентиментальных пристрастиях пользователей, манипулируя ими для генерации кликов.
Годами я словно белка в колесе из-под палки поздравлял с днём рождения всех подряд. Годами. Разумеется, я рад, если близкие мне люди счастливо отмечают этот праздник, однако пожелания не должны становиться обязанностью. Да, полезно знать, когда у членов семьи и друзей дни рождения, но заманивать людей обратно на платформу с помощью такой уловки попросту низко.
То же самое с воспоминаниями. Я люблю изредка повспоминать события, пережитые мной вместе с семьёй и друзьями. И когда эта функция только появилась, я активно исследовал свои старые публикации. Однако она быстро приелась и превратилась в информационный шум, оповещения стали приходить слишком часто.
Так и представляю, как менеджеры Facebook говорят: «Ого, пользователям нравится эта штука с воспоминаниями, давайте выкрутим её на максимум». Таким образом редкие и приятные напоминания превратились в очередные оповещения, забивающие интерфейс.
Плати, чтобы играть
На Facebook у моей компании есть представительство, где я публикую ссылки на ресурсы с информацией по веб-дизайну. Я понимаю, что компании, которые платят за продвижение публикаций, таким образом поддерживают соцсеть, а также то, что им важно знать, стоит ли платно продвигать конкретную запись. Но недавно разработчики, судя по всему, решили более агрессивно стимулировать людей на оплату продвижения.
Случайные помехи
В течение последнего года для меня всё более очевидным становилось рвение, с которым Facebook предлагает мне вещи, никак не связанные с моими предпочтениями. С одной стороны, приятно иногда расширять свои горизонты — знакомиться с новыми людьми, ходить в новые места и так далее.
Однако если Facebook настойчиво пытается действовать в таком оптимистичном духе, то у него это не получается: выходят скорее дешёвые попытки стимулировать меня на клики.
Кто-то создал опрос. При этом я не являюсь членом Assemble Volunteers
Кто-то впервые что-то опубликовал. Например, мой двоюродный брат обновил профиль. Ну, молодец, что ещё сказать.
«Ваш друг только что установил Messenger! Будьте первым, кто его поприветствует». Кто-нибудь вообще это делает?«Кто-то добавил событие рядом с вами» — на самом деле, неплохая функция, но реализована она примитивно. Учитывая то, как много знает обо мне платформа, странно, что её предложения в большинстве своём настолько неинтересны.
«Мы давно от вас ничего не слышали»
Эта функция беспокоит меня больше всего. Первый черновик этой статьи я набросал несколько дней назад, и с тех пор был занят работой, посещением свадьбы и в целом своей жизнью. Однако моё отсутствие на Facebook, судя по всему, сильно обеспокоило соцсеть. Мне начали приходить электронные письма с публикациями других пользователей, в том числе от мужа подруги детства моей жены.
Социальная сеть забеспокоилась, когда я не купился ни на одно из этих писем, и выкатила тяжёлую артиллерию.
Какой-то взрыв из оповещений. Столько всего произошло. Мне подмигнули целых четыре раза. Несмотря на моё изначальное намерение не будить зверя и просто анализировать его тактику, после четырёх подмигиваний от мой уверенности не осталось и следа. Так что я зашёл и обнаружил следующее.
Видимо, теперь Facebook решил оповестить меня о подмигиваниях пятилетней давности. Всё, что угодно, лишь бы я вернулся.
Заключение
Вот что случается, когда показатели времени, которое пользователи проводят на платформе, становятся важнее предоставления действительно ценных функций. Facebook всё агрессивнее использует свой арсенал приёмчиков, с помощью которых заставляет людей возвращаться. И, на мой взгляд, это уменьшает ценность платформы.
Разумеется, есть множество более важных вещей, за которые Facebook стоит критиковать — от постоянного потока новостей-подделок до влияния соцсети на выборы, участия в наблюдении за гражданами спецслужб и так далее.
Однако незначительная на первый взгляд тема, которую я поднял, на самом деле определяет то, как люди тратят своё время. Для нас как для пользователей важно знать приёмы, с помощью которых соцсеть манипулирует нами. А дизайнерам важно понимать, сколько внимания они хотят получить и почему.
Вряд ли я удалю свой аккаунт на Facebook, поскольку мне нравится поддерживать контакт с дорогими мне людьми, и, хорошо это или плохо, они собираются именно в этой соцсети. Но я хочу пользоваться Facebook на своих условиях, а не чужих.