Один из предпринимателей, с которым побеседовал редактор FastCompany, — Джордан Кречмер, генеральный директор маркетинговой платформы Livefyre. По словам Кречмера, он знал Каланика ещё в то время, когда тот не работал над Uber.
«Кречмеру было 25 лет, когда он окончил колледж. Каланику к этому времени уже было около тридцати. Он был инженером, но разговаривал как маркетолог, носил ковбойскую шляпу и был страшно умён», — пишет FastCompany. Как отмечает Джордан Кречмер, будущий основатель Uber казался совершенно неутомимым и всегда находился в движении.
Кречмер и Каланик познакомились в 2009 году на одном из мероприятий, организованных будущим основателем Uber в его собственном доме. На таких встречах собирались знакомые Каланика, работающие в технологической индустрии, и обсуждали будущее интернет-бизнеса, компаний и так далее. О стартапах тогда никто ещё не говорил.
В 2009 году Трэвис Каланик вместе с Гарретом Кэмпом основал Uber. Гаррет Кэмп настаивал на том, чтобы Каланик, поначалу выступавший в роли советника проекта, занял должность генерального директора и посвятил компании всё своё время — но предприниматель отказался. По его словам, Uber был тогда «слишком мал». В 2010 году стартап нанял другого человека на роль руководителя — Райана Грейвса. «Я был не готов выкладываться на все 100 или даже 150 процентов», — отметил Каланик в комментарии для FastCompany.
Образ бессердечного руководителя
Редактор FastCompany пишет, что, пообщавшись с несколькими знакомыми Трэвиса Каланика, он был сильно удивлён тем, насколько созданный СМИ и представителями американской технологической среды образ расходится с рассказами тех, кто знает предпринимателя лично.
“Uber — этический вызов Кремниевой долине”. — Питер Тиль, инвестор и сооснователь PayPal
Как отмечает Кречмер, Каланик переживал за каждую компанию, которую создавали его друзья или знакомые. Он готов был помогать им, не менее двух раз в неделю приходить в офис и проверять, как идут дела — бесплатно.
Однажды Джордан Кречмер встретился с Трэвисом Калаником, чтобы рассказать о своих идеях. Больше всего его занимал проект, который назывался Tweetbios — расширение для Twitter, добавлявшее новую функциональность к домашней странице пользователя.
«Это мелкая идея, — сказал Каланик. — Очень мелкая». Это страшно меня расстроило. У Tweetbios уже были пользователи, проект стабильно рос. — Джордан Кречмер
Следующие три часа, рассказывает Кречмер, он провёл в жарких спорах с основателем Uber, пока они наконец не пришли к идее, которая понравилась обоим — и менее чем через неделю Джордан Кречмер рассказал о своём новом проекте 45 бизнес-ангелам. Его новый проект Livefyre — маркетинговая платформа, которая помогает брендам продвигать свои продукты в социальных сетях и не только, — к середине 2015 года успел привлечь $72 млн финансирования и получить таких крупных клиентов, как Coca-Cola иNews Corp.
Создатель сервиса вопросов и ответов Formspring Эйд Олоно рассказывает, как однажды он отправил Каланику письмо с вопросом о том, что он думает о тексте вакансии, которую компания планировала разместить на своём сайте. В ответ тот прислал полностью переписанный текст на две страницы. «Я знаю основателя Uber как очень умного и щедрого человека», — говорит Олоно.
Однако, отмечает Кречмер, Каланик — действительно очень агрессивная личность. «Его можно понять — он строит одну из самых важных компаний всех времён», — говорит предприниматель.
Становление Трэвиса Каланика
Чтобы понять, кем на самом деле является руководитель Uber, полагает редактор FastCompany, нужно проследить за историей его становления как предпринимателя.
Каланик бросил учёбу в колледже в 1998 году в возрасте 21 года. Он решил заняться развитием совместного бизнеса со своими однокурсниками Майклом Тоддом и Винсом Бьюсамом. Вместе бывшие студенты разработали файлообменник Scour. Каланик не только принимал участие в создании сервиса, но и руководил направлениями маркетинга и бизнес-развития в новой компании — как пишет FastCompany, среди основателей Scour Каланик слыл наименьшим «гиком», и эти сферы было решено доверить ему.
Каланик в одиночестве привлёк нескольких инвесторов к Scour, один из которых (бывший президент Walt Disney Майкл Овиц) через некоторое время подал на проект в суд — в то время как стартап искал новых инвесторов. «Это был один из первых уроков ведения собственного бизнеса, который получил будущий основатель Uber». Сегодня и инвестор, и Каланик предпочитают не обсуждать возникший конфликт — но второй признаётся, что до сих пор испытывает физическое недомогание при просмотре фильмов студии Walt Disney.
База Scour выросла до нескольких миллионов пользователей — во многом благодаря тому, что через файлообменник распространяли нелицензионные версии фильмов и аудиозаписей. Компания столкнулась с множеством исков от звукозаписывающих и других организаций, и была вынуждена объявить о своём банкротстве. Суммарный ущерб, нанесённый Scour, истцы оценили в $250 млрд — «что примерно равно ВВП Швеции», замечает сам Каланик.
Тогда будущий основатель Uber решил отомстить компаниям, которые погубили его первый проект. Идея состояла в том, чтобы заставить бывших истцов заплатить Каланику — за его новый продукт. Стартап, который предприниматель основал в 2001 году, назывался Red Swoosh и был призван помочь медиакомпаниям размещать крупные файлы в сети.
«Как и многие другие планы мести, это звучало лучше, чем на самом деле работало», — пишет FastCompany. Всё время своего существования, отмечает издание, проект балансировал на грани банкротства. В 2005 году он был близок к заключению крупной сделки, но и она в итоге провалилась. Бывший генеральный директор Scour Дэн Родригес говорит: «Мы думали, что Трэвис — сумасшедший, раз продолжает заниматься этим проектом. Но в то же время все мы знали, что он — единственный, кто смог бы вывести стартап из кризиса».
И Каланику это удалось — после неудавшейся сделки в 2005 году он привлёк на свою сторону инвестора Марка Кьюбана, сформировал новую команду Red Swoosh и в 2007 году продал компанию корпорации Akamai за $23 млн. Так предприниматель стал миллионером.
Рост Uber
Поначалу Трэвис Каланик считал, что Uber суждено навсегда остаться небольшой компанией. Он, по его собственным словам, до 2010 года не вполне понимал, как можно масштабировать этот бизнес и вывести его на рынки всего мира.
В будние дни, когда по городу ездили 2-3 машины, пользователям приходилось подолгу ждать водителя. Однако на выходных и по вечерам количество автомобилей на улицах возрастало, время ожидания уменьшалось, заказов становилось больше, водители увеличивали свой доход. Я увидел, как работает математика в этом бизнесе.— Трэвис Каланик
К предпринимателю пришло понимание: Uber может стать огромной компанией. «Если цена будет достаточно низкой, больше людей захотят воспользоваться сервисом. Это приведёт к увеличению количества автомобилей на дорогах. Чем больше машин — тем меньше время подачи и выше надёжность сервиса. И наш продукт высокого класса будет обходиться людям дешевле, чем продукт более низкого класса», — вспоминает свои идеи Каланик.
Тогда предприниматель впервые действительно заинтересовался своим стартапом — хоть всё ещё и сопротивлялся предложениям Кэмпа стать генеральным директором компании. В конце 2010 года он всё-таки возглавил стартап.
Коллеги бизнесмена полагают, что другой человек никогда не смог бы превратить Uber в то, чем он является сейчас — с этим справился только закалённый исками Каланик.
Первой проблемой, с которой столкнулся молодой проект, стал запрет на работу стартапа в Сан-Франциско и штраф в размере $5000, а также требование заключить руководство Uber в тюрьму — на 90 дней за каждый день работы. «Это не такая большая сумма, как ВВП Швеции, но достаточная, чтобы погубить стартап», — пишет FastCompany.
Каланик не стал сворачивать деятельность проекта — он договорился о встрече с муниципалитетом города, намереваясь объяснить его представителям, что Uber не является такси-сервисом, и правила для таксопарков на него не распространяются. Дебаты привлекли большое внимание общественности, и число регистраций в Uber стало быстро расти.
Наём сотрудников в Uber
Среди сотрудников самого дорогого стартапа в мире — бывший глава направления безопасности Facebook, бывший работник штаба президента США Барака Обамы, часть бывшей команды исследовательского подразделения университета Карнеги-Меллон, занимавшейся изучением и конструированием автомобилей.
Как пишет редактор FastCompany, самый главный критерий, по которому руководство стартапа отбирает новых сотрудников — вера в идею проекта. Технический директор Uber замечает, что Каланик старается донести до всех работников мысль о том, что лучшие идеи всегда побеждают.
Как работает Трэвис Каланик
На четвёртом этаже головного офиса Uber в Сан-Франциско начерчена линия шириной примерно в 60 см. Она «опоясывает» весь опенспейс. Длина одного «круга» составляет около 400 м.
Как рассказывают сотрудники Uber, Каланик постоянно ходит по этой линии — в неделю он проходит не менее 4 км (более 100 кругов). «Мне просто так лучше думается», — говорит сам предприниматель.
По словам коллег и знакомых Каланика, его «идеологией» является стремление изменить общепринятые нормы — только подорвав какой-нибудь устоявшийся процесс, он чувствует себя по-настоящему счастливым. «Его естественное состояние — спор. Когда Трэвис нанял нового технического директора в Uber, они провели около 30 часов, обсуждая аспекты управления командой разработчиков. Он всегда призывает всех своих сотрудников не соглашаться с ним — ведь в споре рождаются лучшие идеи».
Многие основатели компаний в Кремниевой долине, пишет FastCompany, считают себя «визионерами» — они стараются предугадать изменения в индустрии и стоить свой бизнес на предположениях о будущем. Трэвис Каланик гордится своей способностью анализировать данные, которые у него есть прямо сейчас — и применять полученные знания на практике.
Представьте, что вы едете по шоссе в тумане. Вы видите дорогу и держите руку на рулевом колесе — но не понимаете, куда вы будете двигаться через несколько минут, и не видите своей цели. Так и с технологическими компаниями — нужно уметь анализировать текущую ситуацию и перестраивать свою стратегию в соответствии с полученными данными. — Трэвис Каланик
Такое «динамическое» мышление Каланик применяет на каждом рынке, куда выходит Uber. Когда компания вышла в Нью-Йорк в 2011 году, акцент в её рекламной кампании был сделан на быстроте. «Деловые люди не могут позволить себе долго ждать». В Вашингтоне в том же году стартап применил другую стратегию, сделав фокус на доступности сервиса. Многие представители политических организаций в Вашингтоне зарабатывают не так много как их руководство, говорит предприниматель, — но им тоже хочется ездить на представительном автомобиле. Uber даёт им такую возможность.
На каждом из представленных рынков, пишет FastCompany, Uber, по сути, запускает отдельный стартап. Каждый из них соответствует принятым в стране или городе культурным нормам. Маркетинговые кампании выстраиваются в соответствии с менталитетом жителей города. Каждым отделением Uber управляет специально нанятый в регионе руководитель. «Я не принимаю решения, если не знаю всех деталей проблемы», — признаётся Каланик.
У такого подхода есть и минусы. Нередко руководители региональных отделений, толком не разобравшись в ситуации и контексте, начинают подражать Каланику — и таким образом создают компании дополнительные проблемы.
Руководитель сервиса во французском Лионе был обвинён в сексизме после публикации записи с заголовком «Кто сказал, что женщины не умеют водить машину?» в корпоративном блоге. Спустя некоторое время глобальный руководитель по развитию бизнеса компании объявил, что сотрудникам Uber следует следить за «неугодными» журналистами. Эти ошибки не были спровоцированы самим Калаником, но он своими высказываниями в прессе во многом задал тон поведения для остальных менеджеров стартапа.
Как пишет FastCompany, очевидно, что пока Uber находится в начале своего пути. Сам Каланик всё ещё считает компанию слабой — он не говорит об этом, но редактор FastCompany уверен, что так и есть. Предприниматель планирует усиливать влияние Uber, выходить на новые рынки, предпринимать рискованные шаги по расширению бизнеса. Останавливаться на достигнутом и пытаться выйти в прибыль за счёт городов, в которых Uber уже достаточно закрепился и приносит большой доход — не в его планах.